Урок по предмету истоки любовь и семья.docx - Разработка урока по предмету "Истоки" на тему "Любовь и семья" (9 класс). Тема: Покров Пресвятой Богородицы

Урок ИСТОКИ во 2-ом классе
Тема: Путь-дорога
Цель: социокультурное наполнение категории ПУТЬ_ДОРОГА
Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Подготовительный этап (присоединение) .
Добрый день, дорогие друзья! Мне очень приятно снова встретиться с вами на уроке Истоки. Я с волнением и радостью ждала эту встречу. И соединила нас сегодня путь-дорога.
Перед дорогой по старой русской традиции люди на минуту присажи-ваются, чтобы путь был удачным, счастливым, радостным. Мы с вами тоже присядем, в кружок, поближе друг к другу.
II.Ресурсный круг. (Актуализация чувственного опыта).
У меня в руках истоковский колокольчик,который покажет нам с вами верный путь. Прислушаемся к его перезвону и начнём потихонечку беседовать.
Скажите, что вы любите делать?

Я люблю путешествовать. Во втором классе мы начали увлекательное путешествие к нашим Истокам. Где мы уже успели побывать?
(Слайды 1, 2, 3, 4)

О чём вы узнали? Что увидели, услышали, почувствовали?

Почему мы любим бывать в этих местах?

III.Объяснение нового материала.
В какое путешествие отправимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку. Работать будем в группах, Посовещайтесь и выберите лидера. Укаждой группы на столе карточка с загадкой, отгадав её, вы сможете определить тему урока.
Лидер каждой группы читает загадку и
объясняет отгадку.
О чём поведём разговор на уроке?

Тема урока: Путь-дорога. (5 -й слайд)
Произнесём эти слова вместе, нараспев: пу- у -ть-до- ро- о- га
Чувствуете, как широки русские пути-
дороги, сколько в них простора и раздолья?
Если вслушаться, представить пути-дороги, то можно почувствовать очень многое. Они такие разные: шумные и тихие, быстрые и спокойные. Но все они убегают в даль далёкую...(6 слайд)
Как можно назвать человека, который отправляется в путь-дорогу?
(7-й слайд)
На чём вы любите путешествовать?

А что можно выбрать, чтобы суметь внимательно ко всему приглядеться, услышать звуки окружающего мира,
почувствовать особую радость общения с природой?
Давайте отправимся в путь-дорогу пешком.
Много дорог, больших и малых, шумных и тихих пересекают родные просторы. Одни из них соединяют людей, другие-разделяют. Все вы сегодня пришли в школу, дорога нас соединила. Что привлекло ваше внимание по пути?

Когда сегодня после занятий пойдёте домой, дорога разлучит нас, но соеди- нит вас с родными и близкими.
IV. Работа в парах.
Очень часто путь-дорога связана в народе с различными переживаниями.
Обсудите в парах, что соединяет, а что разделяет людей, укажите стрелочка-
ми.
встреча
успех
рождение
соединяет разделяет
бесславие
горе
правда
счастье
Объясните свой выбор.

А дорога пробежала мимо нашего крыльца, не найти её начала, не найти её конца. Давайте подумаем, что же веками заставляло людей подниматься в путь-дорогу? Почему у каждого был свой путь?
По проторённым дорогам неспешно передвигались купеческие караваны, стремительно проносились всадники,
шли усталые путники. У всех свои дела, заботы и радости. Но были дороги неизведанные. Наши предки искали путь к счастью, надеялись найти земли урожайные, вольные, мирные, безбедные. Веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города. Прокладывали новые дороги и первыми их проходили. Они открывали мир для других, поэтому их назвали первопроходцами. Нередко дорога
уводила от злых врагов, горя и болезней.
Иных людей дорога вела к уединению и утешению. В лесах, на тихих озёрных островах они возводили часовни, храмы, монастыри и молились Богу за всех.
(слайд 8)
К ним шли паломники, чтобы поклониться святыне: иконе, храму, монастырю.
(слайд 9)
Поклонится страждущая душа иконе, озарится его мир сиянием храма или уставшие руки дотронутся до священных стен монашеской обители-
всё это долгий путь к утешению и уединению.
Сейчас нас с вами ожидает дорога к мудрой Книге, нашим Истокам. Из неё
мы постараемся узнать ещё много интересного о пути-дороге. Будьте внимательны, чтобы подготовиться к интересной работе.
V. Работа с книгой.
Откройте учебник на стр. 46. Прочитаем отрывок со слов «Долгий
путь располагал...»
О чём может поведать язык дороги?
Каков главный язык дороги?

Приходилось ли вам бывать на военной дороге? Что там можно увидеть, услышать, почувствовать?
(слайд 10)
Звучит песня «Эх, дороги...»
Остановись, вспомни тех, кто защищал нас с тобой, кто ценой своей жизни дал нам мир.
VI. Физ. минутка.

V.Давайте вспомним, кто такой паломник.

Что может услышать путник, двигаясь пешим по пути-дороге?
Как назовём человека, который путешествует на автобусе?
Что может слышать пассажир? Какое чувство он испытывает?
А на остановке?

Я думаю, теперь вы готовы к выполнению интересного задания в тетради. (с. 34)
Вам нужно прочитать слова в первом столбике, которые обозначают Образы-
то, что мы видим вокруг. К ним нужно подобрать соответствующие им звуки и ощущения-то, что мы чувствуем.
Сначала работаете самостоятельно. По сигналу колокольчика будете работать в паре-заполнять нижнюю табличку.
Я прошу вас быть внимательными и доброжелательными.

Индивидуальный этап-7 минут.
Работа в паре-5 минут.
Выслушивание ответов-5 минут.
Экспертная оценка-3 минуты.

Как вам работалось в группах? Что понравилось? Что вызвало затрудне-
ние?
Как можно назвать дорогу, которая начинается в детстве, а заканчивается в старости?
VII.Заключительный этап. Ресурсный круг.
Ребята, сейчас мне хочется услышать от вас главные слова. Их говорят негромко, но душевно, а слушают очень внимательно. Наша жизнь напоминает путь-дорогу. Мы путники на дороге жизни. Какой путь выберет каждый из вас? Проговорите это, передавая розу.

Каждый выбрал свой путь. Кто из вас догадался, почему сегодня в круге передавали розу?
Этот цветок красивый, но колючий. Значит, какой бы путь вы ни выбрали, он будет непростым, тернистым. На нём вам встретятся перекрёстки, на которых придётся выбирать между Добром и Злом, между Правдой и Кривдой. Вы уже сделали первые шаги (слайд 11)
по своей Дороге Жизни-пусть она будет счастливой, пусть путь ваш будет истинным. Мы сами выбираем путь-дорогу жизни, но должны помнить о том, что путь предназначен Богом, а ширина пути зависит от каждого из нас.
Дома проговорите с родителями, какой
путь выбрали бы они, если б им довелось начать жизнь сначала.
Рефлексия.
Что интересного вы узнали сегодня? О чём задумались? Чему захотелось научиться, понять, почувствовать в пути-дороге?
Поблагодарите друг друга за работу.
Счастливого пути!

в лесу, на ниве, на реке, в поле

высокие деревья, журчание ручья,
прохладу...

они нас успокаивают, радуют взор,
врачуют душу...

1.Выгляну в окошко, лежит долгий Антошка.
2.Неживая, а идёт, неподвижна, а ведёт.
3.На ручеёк похожая, ведёт к реке прохожего.
4.Куда бежит, сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает.
5.Что с места не сдвинешь?
6.Что идёт из города в город, не двигаясь с места?
О дороге.

Путник, путешественник, пассажир.

На машине, на поезде..
.

Увидели иней на деревьях, услышали скрип снега, почувствовали мороз...

Гостеприимство

Человек, который пешком совершает путешествие к Святым местам.

Пассажир.
Радость

Ожидание.

Путь к счастью.
Путь к спасению.
Путь к правде.
Путь к успеху.

Конспект урока Истоки в 3 классе

Тема: «Как укреплять надежду?»

Ход урока

Присоединение

Ребята настроение хорошее? Давайте поздороваемся с гостями. Чтобы на уроке все получилось какими будем?

2. Подготовительный этап.

Урок начинается с песни Пахмутовой «Надежда»

Ребята! Песня знакома? О чем поется в песне?

О надежде.

Что такое надежда?

Это вера в благополучный исход дела.

Значит надежда и вера тесно связаны друг с другом.

Где человеку помогает Надежда?

На войне, в труде, в спорте, в болезни.

Крупнейший психиатр, американский врач Эриксон Милтон. Этот человек - уникальный пример проявления надежды и веры в себя. В семнадцатилетнем возрасте он перенес приступ полиомиелита, и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации.

И таких случаев немало. Возможно, феномен надежды как-то связан с генами, физическим уровнем человека.

Посмотрите на экран. Это портрет Экзюпери. Кто из вас скажет, кем был этот человек?

Не все знают, что кроме литературного таланта, он имел еще и страсть к небесным просторам. Небо было его стихией. В своей жизни он потерпел 15 аварий, последняя стала для него роковой.

Самой страшной катастрофой, из которой он сумел выкарабкаться вместе со вторым пилотом Андре Прево, стала пустыня Сахара и три дня без воды. Только надежда на спасение поддерживала жизнь мужчин, потому что физически невозможно находится в пустыне без воды столько времени.

Где вам помогает надежда?

На кого можно надеяться? Приведите пример такой надежды.

На себя, друзей, родных

Какая надежда не умирает?

Надежда в бога

Что значит иметь тщетную надежду? Вспомните Вавилонскую башню.

Надежду обреченную, несбыточную.

Что происходит с человеком, если он теряет надежду?

Отчаяние, гибель

Сегодня мы должны разобраться, как укрепить в себе надежду? Что нам поможет в укреплении надежды?

3. Индивидуальный этап.

4. Работа в четверке

(работа самостоятельная, в четверке, выступление лидеров)

5. Обсуждение в классе. Рефлексия: Надежду укрепляет: вера в свои силы и опыт, лад и согласие, терпение, вера в правоту своего дела, вера в бога, вера в себя.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды. Этот символ я хочу подарить каждому из вас.

А теперь выберите понравившуюся цитату известных людей о надежде, запишите для себя на обратной стороне листа.

Элизабет Дикинсон Говорила: «Надежда - это крылатое создание, обитающее в сердце, поющее без слов и никогда не умолкающее». В Древней Руси птицей надежды была птица Гамаюн.

Я прошу вас нарисовать свою птицу надежды. (или задать домой)

Дети рисуют под песню из фильма «Не покидай»

Мы с вами одна большая семья. Можем друг на друга надеяться? Что для этого нужно?

Согласие

Это тема следующего нашего занятия.

МБОУ ВМР «Семёнковская основная школа имени С.В. Солодягина»

Учитель: Фирсонова Людмила Александровна

Предмет: Истоки Класс 2

Базовый учебник: А.В. Камкин «Истоки» 2 класс, Издательский дом «Истоки», М., 1996

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Труд земной».

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Труд земной»

Задачи урока:

1. Подвести к выводу, что их будущая профессия, их труд будет служить людям, приносить радость, добро.

2. Воспитывать благодарность к людям труда, к их таланту, мастерству.

3. Формирование умения работать в группе;

4. Воспитание любви и уважения в целом к природе;

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Необходимое оборудование: аудиозапись, учебник, рабочая тетрадь, готовые подковы из бумаги.

Структура и ход урока

Актуализация знаний

Послушайте аудиозапись (стук молотка, звук пилы, стук ткацких станков и т. д) и посмотрите на доску. Что объединяет эти звуки и рисунки? (На доске показаны все вместе виды занятий)

Человеческий труд……

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Показывает название темы

Какова цель нашего урока?

Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Определяют и формулируют тему урока: Будем обобщать знания по теме «Труд земной»

Формулируют цель урока:

Повторить все изученное по теме «Труд Земной»

    Назвать темы, которые изучали в этом разделе

    Вспомнить , какие виды деятельности (работы) относятся к труду земному.

    Обобщить , для чего человеку необходим труд земной.

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные

Систематизация полученных ЗУН

Сегодня вы учитесь в школе, получаете знания. А через несколько лет каждый из вас получит профессию, и ваш труд будет служить людям, приносить радость, добро. В настоящее время о вас заботятся взрослые: строят заводы, шьют удобную и нарядную обувь и одежду. Сегодня мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту, заботе.

Ребята, расскажите мне кто такой земледелец, и чем он занимается?

Показывает картинку, где изображен земледелец

Какими орудиями труда он это делал?

А какие домашние животные ему в этом помогали?

Лошадь помогала пахать, сено возить. На корове тоже могли пахать, если в семье не было лошади.

Показывает картинку лошади.

А какие еще домашние животные служили человеку?

Чем человеку они помогали?

Вы сказали, что держали овец для шести. А зачем нужна была она?

А кто занимался этим?

Показывает картинку рукодельницы

А чем еще они занимались?

А кто всем этим занимался?

А какие орудия труда они использовали?

Показывает картинки орудий

А чем занимались мужчины?

А как называется занятие, которым они занимались?

Показывает картинку плотника

Какие орудия труда они использовали?

А чем еще занимались мужчины?

В чем заключалась работа кузнеца?

Какие орудия использовал для ковки кузнец? (рис. орудий)

Земледелец – крестьянин, который пашет, потом боронит землю, сеет зерно, косит траву, жнет.

Плуг, коса, серп.

Собака, кошка, курицы, овцы или козы.

Ответ сопровождается картинками

Собака охраняла дом, кошка ловила мышей, корова давала молоко, масло, сметану творог, мясо. Овцы давали шерсть и мясо. Курицы давали яйца, курятину.

Она нужна была для того, чтобы делать из нее нитки, а потом вязать одежду.

Ткачихи – рукодельницы.

Ткали, пряли, плели кружева, вышивали.

Женщины и девушки.

Прялку, ткацкий станок, веретено.

Они возводили деревянные строения: дом, мосты, храмы; рубили лес.

Плотницкое дело.

Топор, пила, молоток, гвозди. (рис. орудий)

Занимались кузнечным делом. (рис.кузнеца)

Ковал из железа разные предметы.

Молот, наковальня, чаща для расплавленного железа.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Закрепление пройденного материала

Сейчас давайте откроем тетради на странице 21 и выполним задание.

Подготовительный этап.

Индивидуальный этап.

Выполняем задание самостоятельно

Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека.

Организует работу в группах

Работа в четвёрке.

Обсуждение в классе. Выступление групп.

(Правильный вариант на доске.)

Экспертная оценка учителя.

Рефлексия.
Оценивание в тренинге осуществляется по результатам индивидуального этапа. Если задание выполнено правильно – 7 баллов; 1 несоответствие – 6 баллов; 2 несоответствия – 5 баллов; 3 несоответствия – 3 балла.
7 баллов – отметка «5»
5 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»

Учащиеся читают задание, повторяют правила общения в группе.

Выполняют задание.

Обсуждают в группе, определяют лидера группы.

Выполняют задание индивидуально, в четвёрках. Выполняют самопроверку и предварительную оценку на основе экспертной оценки

Коммуникативные

Регулятивные

Подведение итогов

Оставайтесь также в группах. Для каждой группы будут даны 2 задания.

Каждому выдаются карточки с за­даниями. Работа в 3 этапа:
1) индивидуальный;
2) принятие решения в четверке;
3) выступление группы.

I задание.
Объясни, что значит:
муку молоть
молотом ударять
выбивать зерно из колосьев
молотить ?
железная заготовка
кузнечная печь
кожаный мех

Как все три словосочетания связаны со словом горн ?

II задание.
Выбери и докажи, какие челове­ческие качества более всего важны:
а) ткачихе б) плотнику
Терпение, ловкость, спокой­ствие, сила, доброта, слабость, равнодушие, трудолюбие, знание, добросовестность, мастерство.
III задание.

Кто что делает?

Что делает земледелец? … пастух? … охотник? … плотник?... столяр? … кузнец? … лошадь? … корова? … кошка? … пчела? …

IV задание.

Чем что делают?

Что делают топором? … пилой? … иглой? … сохой? … бороной? … серпом? … граблями? … косой? … плугом? … руками? …

Организует коллективную проверку

Развивающий тренинг. Ресурсный круг

Побуждает к высказыванию своего мнения
«Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
Слова для справок: трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, выносливость, опыт, равнодушие, жадность.

Обсуждают в группах, полученные задания, приходят к общему решению.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Рефлексия

Задание для всех групп.

Организует работу вгруппах

Дети готовят подарки друг другу, работая артелью (четверки): «Выковать» надписи с добры­ми словами на подкове, которая сделана из бумаги!
Далее дети вручают подарки с теплыми словами.
Лидеры групп дают оценку работы своих команд.
Затем оценку работы групп дает учи­тель.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Спасибо, за внимание! Урок закончен.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные

Предмет: Истоки.

Тема урока: «Братья меньшие».

Третий урок в теме «Труд земной».

Цель: Показать социокультурное измерение одного из основных видов трудовой деятельности человека – скотоводства: традиционное разделение труда по уходу за домашними животными; связь этого вида деятельности с природными ритмами, развивать внутренний духовный мир ученика. Воспитывать заботливое отношение и любовь к животным.

1.Присоединение.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. И мы сегодня продолжаем путешествие в мир удивительных истоков.

2.Подготовительный этап.

Как вы думаете, кто испокон веков жил рядом с человеком и всегда помогал ему? (животные)

Прочитайте название темы урока. (Братья меньшие)

Кого мы так называем? (животных)

Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие животные живут рядом с человеком.

В процессе отгадывания загадок на доске появляются картинки с животными.

Покованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт. (корова)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (собака)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

На спине растёт щетинка,

Кто же это? Это….. (свинка)

Свяжет варежки бабуля

Для себя и внучки Юли,

Свяжет свитер для отца.

Ну, а шерсть ей даст …. (овца)

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко «мяу»,

И мурлычет у окошка,

Кто же это, дети? (кошка)

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

Ребята, как назвать одним словом, какие это животные?

(домашние)

3.Работа в парах.

Подумайте, обсудите и ответьте на вопрос: Для чего животные нужны человеку? Зачем он их приручил?

*Ответы детей.

Подведение итога: Лошадь нужна, чтобы перевозить тяжести, корова даёт мясо и молоко, из шерсти овец делают тёплые вещи, собака охраняет дом, кот ловит мышей. От каждого животного есть польза.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Ответы детей.

Что случится, если исчезнут домашние животные?

Ответы детей.

У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека, спасает его от бед. Но и у домашних животных есть свой покровитель – святой великомученник Георгий. Его день – 6 мая. Обычно на этот день после зимы выгоняли веточкой вербы, которая освещена в церкви. Когда погоняли вербочкой, то хозяин просил святого Георгия – покровителя скота, оберегать его скот от сглаза, болезней, смерти.

4.Самостоятельная работа в тетрадях.

У каждого животного есть свои качества характера.

Соедини название животного и качество его характера.

овца трудолюбивая

лошадь кроткая

коза верная

петух ласковый

Проверка.

5.Ресурсный круг.

Послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопрос.

Рассказ К. Ушинского «Кто важнее?»

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

Конечно меня, -говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы без меня совсем.

Нет, хозяин больше меня любит, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

Нет, меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит….

Представьте себя в роли хозяина животных и подумайте, чтобы вы сказали им на его месте?

Учащиеся по очереди высказывают своё мнение.

Дочитывается рассказ.

Перестаньте спорить по-пустому, все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Подведение итогов.

6.Работа со страницей книги.

Нарисуйте своего любимца и напишите несколько добрых слов о нём.

7.Рефлексия.

Зачем человек приручал животных?

Что было интересного для вас на уроке?

Что нового вы узнали?

Как вы будете относиться к своим домашним питомцам?