Руанский собор адрес. Кафедральный собор руанской богоматери. От романской базилики до готического собора

Руанский собор включён в список национального наследия Франции. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора – 151 м.

Включён в список национального наследия Франции. С 1979 года он входит в реестр ЮНЕСКО. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора Нотр-Дам в Руане (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) – 151 м.

На фотографиях Нотр-Дам всегда бывает запечатлён фрагментарно – громаду собора невозможно снять целиком. Прекрасные кружевные шпили, словно ростры огромных каменных кораблей, стремятся в небо. Под резным ажуром тимпанов рядами стоят фигуры святых. Над массивным рельефным обрамлением портала цветёт резное окно-роза.

Клод Моне был очарован Руанским собором. Он писал этот храм в течение двух лет; делал наброски при разном освещении. Чтобы творить без помех, Клод снял две квартиры напротив собора. Из окон каждой из них здание открывалось с разных ракурсов. Первую выставку полотен, посвящённых Notre-Dame de Rouen, Моне устроил в 1894 году.

Храм в центре Руана существовал задолго до строительства готического собора. Первую базилику построили к концу IV века. Эта церковь была сожжена. Возведение большого собора началось с 1020 г. (от той, романской, части здания сегодня сохранилась только крипта). Дальнейшее строительство продолжали уже в готическом стиле.

Собору немало доставалось от разгула стихии и войн. Мощный ураган повредил почти всё здание в XVIII веке, а в конце XX столетия сильнейшей бурей была разрушена колокольня. При бомбёжке военного времени были повреждены несущие колонны центрального нефа, но здание выстояло и позднее было отремонтировано.

Внутреннее убранство Руанского собора поражает величием. Максимальная высота свода – 51 метр. Ажурные окна заливают залы рассеянным светом. В соборе нет многоцветия красок, свойственного барочным храмам. Мощные многогранные колонны, стрельчатые полуарки галерей, светлые своды на нервюрах и монохромные скульптуры отражают возвышенную строгость готики. На этом сдержанном фоне яркими красками выделяются лишь витражные окна трансепта. Этим окнам уже восемьсот лет. В хоре храма покоится «Львиное» сердце великого короля – Ричарда Первого . В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк с памятной надписью от англичан.

Руан, красивый старинный город, с высокими фахверковыми домами и соборами в стиле пламенеющей готики. В отличие от Гавра, практически снесенного с лица земли и отстроенного заново после Второй мировой войны, Руан не так сильно пострадал от бомбежек и сохранил свой облик средневекового города с вкраплением более ранних эпох.

Cтолица Нормандии стоит на Сене, между Парижем и Гавром (до Гавра – 86 км, до Парижа – 132 км). Из Парижа до Руана легко добраться на электричке. Поезда в Руан отправляются с парижского вокзала Сен-Лазар, время в пути – чуть больше часа.

Старый город Руана находится на правом берегу Сены, там, где его когда-то заложили кельты и обустроили римские легионеры. С течением времени римское поселение Ротомагус превратилось в главный город Нормандского княжества – норманны неоднократно поднимались на своих судах по Сене до Ротомагуса: сначала город грабили и сжигали, потом обосновались в нем как хозяева и сделали своей столицей.

Руан разрастался, отодвигал крепостные стены все дальше, прирастал церквями, монастырями, замками.

Итак: фахверк и пламенеющая готика. Фахверк – потому что берега Сены были покрыты лесом, и в древесине недостатка не было, а вот каменные здания могли себе построить только богатые горожане. Улицы города узкие, фахверковые дома – до пяти-шести этажей, площади, как правило, небольшие. Много цветов, и на площадях, и под окнами.

Прогулку мы начали от набережной Сены, от театра, перед которым стоит памятник драматургу Пьеру Корнелю, уроженцу Руана, основоположнику французской трагедии. В Руане он прожил 56 лет, в городе есть музей Корнеля.

Памятник Пьеру Корнелю перед театром в Руане

Основная ось старого Руана тянется параллельно Сене: от церкви Сан-Маклу — до площади Старого Рынка с церковью Святой Жанны д’Арк (на этой площади она была сожжена).
Достопримечательности Руана на карте

На этой оси, ближе к Сан-Маклу, располагается кафедральный собор, известный по многочисленным картинам Клода Моне. Художник рисовал его многократно, улавливая и запечатлевая нюансы световых переходов и преображения собора в зависимости от угла падения солнечных лучей. За два года получилась большая серия картин Моне, посвященных Руанскому собору.

Клод Моне. Руанский собор в полдень

Прямо напротив собора находится информационный центр, в котором есть карты и буклеты на русском языке. На карте обозначены два маршрута обхода исторического центра Руана: коричневый и фиолетовый. Желательно следовать этим маршрутам – они проходят по самым замечательным, показательным улочкам Руана.

Информационный центр расположился на первом этаже бывшего здания Бюро Финансов, исторического здания 16 века, обильно украшенного каменной резьбой. Клод Моне рисовал собор со второго этажа этого здания.

Бюро Финансов — слева

Медальоны на фасаде Бюро Финансов

Летними вечерами на соборной площади происходит эффектное световое представление, два часовых бесплатных сеанса Cathedrale de Lumiere (Собор Света) – на фасад собора проектируются различные изображения.

Фасад Руанского собора уникален — не зря он так привлек внимание Клода Моне. На протяжении веков фасад многократно переделывался. Его левая башня Сен-Ромен (12 века) венчается шпилем, правая башня Бёр (15 века) завершается террасой. Сен-Ромен является покровителем Руана, поэтому его имя прочно и многократно вошло в топонимику Руана.

Башня Бёр переводится как «Масляная», выстроена она на деньги горожан, которым было разрешено во время поста есть масло – за это послабление они давали деньги на возведение башни. Кроме того, башня Бёр построена из желтоватого камня, привезенного с Уэльса. Сам же собор – белокаменный.

Барельефы

В фасаде прорезаны три портала: Сен-Жан-Батиста, Сен-Ромена и Сен-Этьенна. Над средокрестием вознесена колокольная башня с чугунным шпилем.

Руанский собор внутри: центральный неф

Святые: Андрей, Петр, Роман, Николай

Если выйти из собора из правого бокового портала, то в глубине улицы, на площади Высокой Старой башни, можно увидеть здание с необычным пьедесталом с башенкой-беседкой. Построено оно было в 1524 году. На этом пьедестале завершался ежегодный крестный ход с мощами Святого Романа.

Здание с постаментом

От собора к церкви Сан-Маклу ведет улица Сен-Ромен, даже скорее, улочка с фахверковыми фасадами. Среди фахверков затесалось венское кафе. Встречаются магазинчики, продающие керамику – Руан славится своей керамикой, в городе даже есть Музей керамики.

Венская кофейня на улице Сен-Ромен

Церковь Сен-Маклу вызывает ощущение легкости, изящества, полета. Яркий образец пламенеющей готики.

Церковь Сен-Маклу

Фрагмент дверей

Церковь окружена фахверковыми домами.

Влево уходит узкая улочка Дамьет, по которой можно дойти до аббатства Сент-Уан.

С левой стороны фасада устроен фонтан с питьевой водой. И здесь пристроились писающие мальчики, только выглядят они не так лучезарно, как их собрат в Брюсселе.

Фонтан с писающим мальчиком, вода питьевая

Если идти от фонтана вдоль церкви Сен-Маклу по rue Martainville, то с левой стороны обнаружится арка, ведущая в Атриум Сен-Маклу. Пройдя под аркой, оказываешься в узком дворике, где просто обдает дыханием веков, такое в нем ощущение стародавности и застывшего времени.

Дворик перед атриумом Сен-Маклу

Проход под второй аркой выводит в замкнутый двор – бывшее кладбище, окруженное деревянными галереями. Это изолированное кладбище при церкви – атриум Сен-Маклу – возникло во время эпидемии чумы. На деревянных стенах вырезаны черепа и скелеты, кое-где встроены погребальные памятники. Место тихое и жутковатое. Хотя сейчас там устроена региональная школа изящных искусств, а летними вечерами в этом замкнутом дворе проходят представления.

Атриум Сен-Маклу — чумное кладбище

С другой стороны кафедрального собора Руана, от его фасада, начинается пешеходная улица Больших Часов, праздная, оживленная, заполненная гуляющим людом. Большие Часы водружены на арке с металлической крышей с коньком. Под аркой – барельефы.

башня Сен-Ромен Руанского собора

А вот, собственно, и башня с Большими Часами

… и барельефы под ней

За аркой, с левой стороны – фонтан-барельеф.

Фонтан- барельеф за башней Больших Часов

На улице продаются местные «макароны» — разноцветные миндальные печенья.

Продолжение улицы Больших Часов

И – снова шеренга фахверковых домов, и мы выходим на площадь Старого Рынка. Впрочем, рынок существует и по сей день: цивилизованный крытый рынок: овощи, фрукты, сыры.

Минуем рынок и оказываемся возле чуднОго здания: изрезанного куба с витражами под странной крышей: над кубом она взмывает вверх двумя языками, а с куба сползает долгим узким днищем перевернутого корабля. Это сооружение построено на месте снесенной в 1944 году церкви Сен-Венсен и называется церковь Святой Жанны д’Арк.

Церковь Жанны Д’Арк

Справа от церкви находятся остатки фундамента разрушенной церкви.

Площадь Старого Рынка. Фундамент разрушенной церкви

С другой стороны, за низкой деревянной оградкой, — место сожжения Жанны д’Арк.

В церкви размещены восстановленные витражи церкви Сен-Венсен.

Церковь Жанны д ‘Арк внутри

Если от церкви Жанны д’Арк пройти по направлению к Сене по улице Старого Дворца (rue du Vieux Palais) и на первом перекрестке свернуть налево, то вы окажетесь на площади Мартина Лютера Кинга, возле реформатской церкви Сен-Элуа. Площадь Лютера Кинга соединяется с прелестнейшей маленькой площадью Пюссель(Девственницы) (Place de la Pucelle).

Площадь Пюссель

Сторож на подоконнике

На стыке площадей находится примечательное здание – отель Бургтерульда. Особняк Бургтерульда был построен в начале 16 века для влиятельной семьи Ле Ру. Выстроен из желтого камня, украшен барельефами и угловой башенкой.

Отель Бургтерульд

Портал отеля Бургтерульд

Пройдя площадь Пюссель насквозь, можно выйти к башне Сент-Андре – это все, что осталось от церкви Сент-Андре после бомбардировок союзников. А от башни по улице Жанны д’Арк подняться до Дворца Правосудия, или Парламента Нормандии.

Вот это уж, действительно, дворец так дворец. Все та же пламенеющая готика, каменная кружевная шаль, накинутая на здание.

Дворец Правосудия

Детали декора

Прежде это место принадлежало еврейской общине. После изгнания евреев из Руана некоторое время эта земля была ничейной, потом здесь располагался рынок трав. В конце 15 века было решено построить Нормандский феодальный суд, и возникло здание, не уступавшее красотой и изысканностью декора многим дворцам.

От прежних владельцев этого места сохранился т.н. «Чудный домик», найденный в восточном крыле Парламента в 1076 году. Предположительно, это фрагмент древнееврейского университета. Попасть туда можно только по предварительной записи.

По улице Иудеев (rue aux Juifs) надо пройти до широкой улицы Карм (rue de Carmes), свернуть налево и на втором перекрестке свернуть направо. На маленькой площади Карм среди деревьев стоит памятник Флоберу. А на соседней площади Сент-Арман (скорей, не площади, а треугольном скверике) установлен памятник Клоду Моне.

Отсюда уже совсем близко до аббатства Сент-Уан (по улице Республики пройти налево). Все та же пламенеющая готика, три вдавленных портала. Церковь Сент-Уан славится своими витражами, но мы внутрь не попали, церковь была закрыта.

Порталы церкви Сент-Уан

Слева от церкви тянется длинная галерея, за ней – зеленый сквер и длинное желтое здание мэрии. Перед мэрией – конная статуя Наполеона.

Галерея вдоль церкви Сен-Уэн — место собрания местной молодежи

Напротив Наполеона начинается улица Жана Леканюе, отправившись по которой, мы попадаем на площадь Вердель, в местный «квартал музеев». Самый значительный из них – Музей изящных искусств. Рядом с ним – Музей кузнечного дела Сек де Турней и Музей керамики. С Музеем изящных искусств соседствует церковь Сен-Годар. А чуть северней Музея керамики находится башня Жанны д’Арк, в которой она некоторое время находилась. Башня-донжон – то немногое, что осталась от замка короля Филиппа 2-го Августа.

От башни Жанны д’Арк совсем близко до железнодорожного вокзала Руана.

Есть в Руане и природная достопримечательность – холм Святой Екатерины. Находится он на восточной окраине города, в получасе ходьбы от центра города. Сам холм считается памятником природы, здесь встречаются редкие виды животных и растений, в том числе руанская фиалка, итальянские сверчки, овцы Солони. С вершины открывается панорамный вид на Руан и Сену с мостами.

Необходимое время для полноценного осмотра Руана – два дня.

Что посмотреть в Руане за один день: в первую очередь шедевры пламенеющей готики Руанский собор, церковь Сен-Маклу (и Атриум при ней), аббатство Сент-Уан и Дворец Правосудия. Помимо них — церковь Жанны д’Арк и отель Бургтерульд. Ну, и попутно – связывающие их улицы и площади, застроенные фахверковыми домами. На второй день оставить музеи и холм Святой Катерины.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru


Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.

Любой школьник знает, как выглядит собор Нотр-Дам. В свое время он стал объектом вдохновения великого импрессиониста Клода Моне, создавшего серию картин "Руанский собор" . Несколько "соборов" купили для своей коллекции Щукин и Морозов. Теперь всем известно, что Руанский собор - это мутно-голубые островерхие стены, проступающие сквозь фиолетовый туман, поэтому при встрече с оригиналом возможен культурный шок.

Собор построен на месте небольшого романского храма (1062), уничтоженного пожаром в 1200 году. Здание возводили с 1201 по 1521 гг. Щедрые пожертвования Иоанна Безземельного, короля Англии и герцога Нормандии, позволили спроектировать и заложить самый передовой для того времени готический храм: широкие трансепты, огромный хор. Любопытно, что галереи первоначально планировалось поместить над аркадами, но к моменту их возведения технология строительства аркбутанов, отработанная при постройке собора в Шартре (XIII в.), сделала такое решение ненужным. Знаменит собор и своим шпилем - самым высоким в Европе. Эта чисто британское творение, напоминающее о том, чьей землей была Нормандия в раннем Средневековье. Поражает величием не только внешний вид храма, но и его интерьер. Здесь, как нигде, ощущается простор. Неф собора перекрыт шестичастными свободами, башня-фонарь поднимается на 51 м от пола. Хор с 14 высокими колоннами и изящным трифорием - подлинный шедевр архитектурной гармонии. Главная икона собора хранится в капелле Девы Марии.

В соборе похоронены первый нормандский герцог Ролло, умерший в 933 году и сделавший Руан столицей своего государства, английский король Генрих II, а также хранится сердце английского короля Ричарда. Как известно, оно у него было львиным. Обратите внимание внутри также на Лестницу продавцов книг.

Грандиозное здание более время своего существования ремонтировалось по разным причинам: последствия пожара 1200 г., Столетняя война, еще один пожар в 1514 г., злодеяния кальвинистов, ураган в 1683 г., Французская революция, поджог шпиля в 1822 г. и бомбардировки в ночь на 19 апреля 1944 г, после которых реставрация продолжается по сей день.
На соборной площади обратите внимание на Масляную башню (Tour de Beurre), украшенную в стиле "пламенеющей готики" резьбой по камню цвета сливочного масла. Она была построена на деньги прихожан, готовых заплатить, чтобы искупить грех чревоугодия, за возможность есть масло во время поста.

Церковь Сен-Маклу (Église St-Maclou) и кладбище Сен-Маклу (Aître St-Maclou)
Увидев церковь Сен-Маклу (1437-1521), поражаешься, как всего за сто с небольшим лет "ланцетовидная готика" развилась в "пламенеющую готику", получившую свое название за форму окон, которые напоминают языки пламени свечи. Добившись конструктивного совершенства, архитекторы сосредоточились на внешнем и внутреннем убранстве храмов. Сохранившаяся отделка церкви (двери, лестницы, галерея и обрамление органа) выполнена в стиле эпохи Возрождения. У западного фасада находится фонтан с двумя движущимися фигурками. Подобный фонтан есть еще в Брюсселе.

Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года. Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы. Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

Пять картин висят в музее Д"Орсэ в Париже все вместе на одной стене. Как только я увидел стену с изображениями собора, я сразу понял, как я начну репортаж о Руане. В этом музее не возбраняется пользоваться камерой, но я этого не знал и пришел туда пришел без фотоаппарата. Фотографию "мыльницей" по моей просьбе сделала жена моего коллеги на следующий день. Ее зовут Лера - это я так обозначаю свое уважение к ее авторским правам. Все пять картин в кадр не влезли, это три средних. Фотошоп мой.

Где остальные картины серии? Везде. Одна картина находится в музее изобразительных искусств в самом Руане, две в Национальной Галерее в Вашингтоне, еще одна в Белграде, а прочие разбрелись в частные коллекции. Признаться, я сам слабый ценитель таких работ. Когда я разглядывал их в Д"Орсэ, я никак не мог разглядеть в этих дрожащих мазках 24 миллиона долларов. Но, раз столько платят, значит, где-то эти миллионы нарисованы.