Приемы объяснения нового материала. Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы. Как ты думаешь

Занятие 3. Изучение нового материала

Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.

Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины.

При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста.

Объяснение нового материала.

Основная цель: 1. Изучение оптимального объема материала.

2. Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике.

Требования при объяснении нового материала (методические принципы):

1. Научность

2. Доступность

3. Последовательность

4. Рациональное использование времени

5. Проблемность

6. Практическая направленность

7. Наглядность

8. Разнообразие приемов и методов

9. Культура речи педагога

10. Связь с жизнью

11. Активная работа: «обратная связь»

Новый материал в плане занятия

Обычно преподаватель, планируя занятие, пользуется только традиционной структурой урока: опрос – объяснение – закрепление .

Планирует занятие преподаватель, следовательно, он сам решает, где дать новый материал: в начале урока или во второй части, в конце.

Место изложения нового материала в плане зависит от:

1. вида учебного занятия

2. его цели

3. расписания

4. контингента учащихся

Например:

1. Лекция. Цель занятия – ознакомит студентов с общими сведениями о ……. Опрос не планируется, т.к. предыдущая тема закончена и знания (умения) проверены в результате, например, технического диктанта или тестирования. Объяснение нового материала занимает максимум времени занятия, а закрепление нового материала можно провести в конце занятия или параллельно с объяснением.

2. Практическое занятие. Цель – привить умения в (например, в технических расчетах). Новый материал не сообщается, т.к. форма ведения занятия предполагает повторение и, в данном случае, новым будет методика расчетов, с которой преподаватель знакомит по ходу решения задач (пояснение идет параллельно с самостоятельной работой).

3. Семинарское занятие. Цель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала не планируется. При проведении семинара преподаватель может сам, или привлекая докладчиков, по ряду вопросов дать пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме.

4. Комбинированный урок. Цель – ознакомить студентов с …. При планировании урока преподаватель может предусмотреть различные этапы урока:

Сначала провести опрос по разделам, предшествующим данному занятию, затем объяснить новую тему, а потом закрепить материал.

Сначала объяснить новую тему, затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи или зарисовки за преподавателем). При закреплении нового материала поставить вопросы повторения, т.е. совместить опрос с закреплением.

В зависимости от расписания преподаватель планирует время объяснения нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения резко снижается (особенно, если это 4-я или 5-я пара, или если вашему уроку предшествовали трудные дисциплины).

Методические приемы при объяснении нового материала.

1. Словесное изложение . Этой формой пользоваться крайне редко, т.к. в этом случае не имеет места наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых сведений по какой-то теме, обобщение знакомого материала. Даже если вложить максимум информации, она будет усваиваться хуже по сравнению с другими методическими приемами.

2. Словесно-графическое изложение. Объяснение нового материала с использованием записей на доске, графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть яркими, запоминающимися.

3. Словесно-схематическое изложение. При наличии специальных схем, плакатов объяснение нового можно провести по-разному, но в любом случае вывешивать или показывать наглядное пособие необходимо только в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала. Если данный материал есть в учебнике, нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя материал учебника. Но, если материал сложный, то используя материал учебника, параллельно с объяснением материала можно вычерчивать упрощенную схему в конспектах.

В зависимости от умения разобраться в предложенной схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:

1. пояснение преподавателя по схеме, запись с помощью преподавателя

2. пояснение преподавателя по схеме, запись самостоятельно

3. пояснение преподавателя по схеме, запись параллельно

Этот метод дает хороший эффект. Последовательное объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает постоянный активный режим работы и прививает навыки в изображении и чтении схем.

4. самостоятельный разбор технологических схем, самостоятельная запись. При данном методе преподаватель учить максимально самостоятельно работать с наглядным пособием, анализировать его и т.д. Не следует давать большого задания, лучше ограничиться объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.

4. Изложение с максимальной наглядностью происходит при проведении видео-уроков, уроков на производстве, на тренажерах и т.д. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует пониманию и усвоению вопросов темы, развивает способность сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.

5. Самостоятельное изучение нового материала (самостоятельная работа с книгой, раздаточным материалом). При этом виде занятий преподаватель не должен пускать на самотек изучение нового материала.

I . Введение.

Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.

1. Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах. Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания.

2. Объяснение нового преподаватель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для учащихся понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

3. Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным.

4. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.

5. Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.

II . Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда преподавателя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

При объяснении нового материала применяют различные методы и приёмы.

1. Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением преподавателя, с работой по учебнику.

2. Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

3. Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Учащимся преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ преподавателя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают преподавателя, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

4. Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

При объяснении нового материала необходимо применять информационные коммуникационные технологии (ИКТ) обучения.

На этапе изучения нового материала, формирования новых умений применение информационных технологий может использоваться для повышения эффективности представления учебного материала. Объяснение нового материала с применением информационных технологий может быть организовано в виде проблемной беседы. Для формулирования проблемы, иллюстрации основных положений можно использовать «живую наглядность», фото- и видеофрагменты удаленных или недоступных объектов и явлений.

Помимо электронных учебных пособий, материалов электронных атласов, словарей и энциклопедий, которые можно демонстрировать на этом этапе посредством проекционной аппаратуры, интерес представляют электронные презентации проблемной направленности.

Например, после формулировки проблемы, разрешению которой будет посвящен данный этап урока или целый урок изучения нового материала, на экран выносится главный вопрос урока. Учащимся предлагается высказаться о путях его решения. После обсуждения всех вариантов, преподаватель предъявляет группе заранее подготовленный слайд с символическими изображениями этих вариантов. Те предложения учащихся, которые не были заранее предусмотрены преподавателем, выписываются на доску. Затем учащиеся выбирают последовательность рассмотрения предложенных ими путей решения проблемы. Преподаватель или приглашенный им учащийся использует систему гиперссылок для того, чтобы познакомить группу с новой учебной информацией и вновь вернуться к проблемному вопросу. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, увлекает их самой возможностью выбирать, богатыми иллюстративными возможностями.

Несмотря на то, что изображение на экране учащиеся видят в отраженном свете, использовать проекционную аппаратуру для изложения нового материала более 10 минут не стоит. Апробация данного приема показала, что более длительная работа с электронной наглядностью, несмотря на ее привлекательность, утомляет. Еще одним существенным ограничением является недопустимость использования большого количества текста на экране.

Использование интерактивных электронных заданий способствует сокращению времени и повышению эффективности формирования представлений обучающихся об изучаемых фактах, понятиях и явлениях, нежели при вербальном изложении нового материала.

5. Групповой метод при объяснении нового материала можно проводить в виде заседания экспертной групп, которые создают ребята по желанию. Экспертам даётся определённое задание, в ходе выполнения задания эксперты должны проанализировать, ответить на вопросы и приготовить сообщение о том, какие задания они повторили, что узнали нового, что интересного было в их задании.

Контроль: преподаватель подводит итог, заслушивая сообщения, вовлекая учащихся в коллективную деятельность.

Цель : создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового программного материала и обсуждения на уроке результатов их деятельности.

1.Составить список вопросов по изучаемой теме, в который включены и вопросы, изучаемые ранее, помогающие разобраться в новой теме.

2. Группа разбивается на 4 группы (по желанию учащихся, но координатора выбирает преподаватель). Две группы с более высокими и средними учебными возможностями должны, работая вместе с учебниками, на доске приготовить другой группе те вопросы, которые они считают основными, (но при условии, что каждый член группы должен знать ответ, пусть даже используя учебник).

3. Затем защищается каждая группа так: отвечает на предложенные товарищами вопросы. В это время две остальные группы дополняют, слушая, работают над предложенными им преподавателем вопросами, ищут ответы в учебнике, объясняют друг другу, чья группа готова отвечать преподавателю. В конце урока учитель, работая со всей группой, подводит итог по основным вопросам изучаемой темы.

Даётся домашнее задание, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе преподаватель предлагает свой список вопросов. Дома каждый сам письменно в тетради должен на них ответить, работая с учебником. Затем на уроке каждый (может группа) отвечает на свои вопросы и таким образом классу предложена новая тема.

6. Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий учащихся к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.

7. Практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

При объяснении нового материала можно использовать приемы триз-педагогики .

Например: 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Или, предлагаем ребятам несколько правил. Некоторые из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

3. прием “Вопрос к тексту” .

Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.

- Прием многократного объяснения нового материала

Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.

После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе - они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание 1.

Для тех учеников, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание только на главные выводы. После этого еще часть детей приступают к самостоятельной работе. Они выполняют дифференцированное задание 2.

Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать их к участию в объяснении материала.

Первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. Целесообразно использовать для этого частично-поисковый метод (дети открывают новое под руководством учителя). При этом обычно использую схематическую наглядность, знаковые модели.

Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом. При объяснении нового материала стараться активизировать детей, задавая им вопросы и привлекая их к объяснению. При этом используется образная наглядность, если она предусмотрена для изучаемого материала.

Объяснение нового материала

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»

Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)

Выбор верной версии

Разработка плана выполнения задания

Выполнение задания

Обсуждение работы над заданием Оформление задания

разными группами, если задание было

одинаковое для всех групп

Тест на проверку усвоения материала

Оценивание группы. Общая оценка .

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «пила»

Знакомство с поставленной проблемой (задачей)

Распределение фрагментов учебного материала между членами группы

Осмысление каждым членом группы своей части задания

Работа с источниками (учебник, дополнительная методическая литература)

Встреча «экспертов»

Обучение членов своей группы

Оформление

Заключительный этап.

Готовность каждого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «вертушка»

Знакомство с поставленной задачей (проблемой)

Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»

(каждое последующее задание выполняется следующим учеником. Начинать может

сильный, может слабый)

Объяснение каждого задания

Контроль группы за объяснением

Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий

разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех групп

Тест на проверку понимания усвоения материала

Дифференциация заданий

Работа индивидуальная

Оценивание группы (общая оценка )

1. Введение.

Эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.

“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.

Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.

Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.

2. Методы обучения.

Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

На уроках русского языка я использую различные методы обучения.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.

Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.

При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.

Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

При объяснении нового материала использовала данный метод на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Читала лекцию (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе использовала данный метод при изучении раздела “Лексика”. Читала лекцию “Словари” (20 минут), где рассказала учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:

1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-“.
2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”.
3. “Буквы Ы и И после Ц”.
4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.
5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.

Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”

– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова.
– Касаться – прикосновение.
– Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.

Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.

Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.

Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.

Я предлагаю учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.

Рисовать
Ставить
Нарисовать
Поставить

Затем даю задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставлю задачу: определить различия в значениях.

Ученики выполняют.

Ставлю новую задачу: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?

В данном случае – с помощью приставок.

Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.

Не проходят уроки и без чтения учебника . Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.

Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.

Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.

Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений, проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора.

Четко отработан практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

3. Формы, средства и приемы обучения.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения. Среди ведущих выделяю школьную лекцию (см. Лекционный метод).

Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета. Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.

Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.

При объяснении нового материала использую приемы триз-педагогики . Данная педагогика удобна тем, что в ней четко сформулированы приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе.

Например: 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне

КОС- -КАС-.”

Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

Пример: я проводила пресс-конференцию на тему “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”. Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнали, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3–4 минуты ушли на задавание вопросов. Попутно я добавила несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы.

3. прием “Вопрос к тексту”.

Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.

Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы “Изменение и образование слов”.

Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащает новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме “Правописание чередующихся гласных О–А в корне -ГОР- -ГАР-.

Пример: игры с рифмами.

Рифмы использовала на уроках при изучении многих разделов орфографии.

Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.

Врач – грач – мяч.
Ночь – дочь.

Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих:

Сучок – волчок – червячок,
Девчонка – ручонка – собачонка.

Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени:

Несешь – бредешь – идешь.

После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.

4. Заключение.

Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.

Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, ил неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.

Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.

На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.

Время от 5 до 15 минут.

Объяснение должно быть методически верным, грамотным, четким, ясным, лаконичным, доступным для учащихся данного возраста.

Перед объяснением собрать внимание учащихся: маленькая физ. пауза.

18 · 3 = (10 + 8) ·3 = 10 · 3 + 8 · 3= 30 + 24 = 54 (решение с объяснением)

18 · 3 = 10 · 3 + 8 · 3 = 30 + 24 = 54

18 · 3 = 30 + 24 = 54

18 · 3 = 54

Вывод: Чтобы двузначное число умножить на однозначное, нужно десятки умножить на число, единицы умножить на число, а затем полученные результаты сложить.

VII. этап – Тренировочные упражнения по новой теме.

Время от 10 до 20 минут

Включаются задания только по новой теме, с объяснением учащихся под руководством учителя. Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Решения комментируются учеником. Оценки нет.

Цель: научить учащихся рассуждать при выполнении заданий.

VIII. этап – Закрепление первоначально полученных знаний.

Время 5 – 10 минут.

Проводится самостоятельная работа, включая задания только по новой теме.

Например, задание решить с объяснением (длинная строка).

Помощь учителя отдельным учащимся. Проверка работы обязательна, а оценка выборочна. Опрос только сильных учащихся, что даст возможность слабым ещё раз прослушать объяснение.

IX. этап – Закрепление (или обобщение, или повторение, или проверка) ранее пройденного материала.

Время от 5 до …(в зависимости от темы урока).

Проводить в форме самостоятельной работы, в форме фронтального и индивидуального опроса (устно и письменно). Творчество учителя, используя дополнительный материал к учебнику, занимательный материал и т.д. Оценка работы обязательна.

X. этап – Проведение итога урока.

Проводим за пять минут до конца урока.

Выясняем: "С какой новой темой познакомились?"

"Что нового узнали? Какие виды заданий выполняли?"

Не задавать вопроса – "ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА УРОКЕ?"

Дать характеристику работы всего класса и отдельных учащихся.

XI. этап – Домашнее задание.

Время 3 – 5 минут.

Учитель записывает на доске точно также, как учащиеся в дневнике.

Образец: стр. 37, № 55 (3,4 ст.)., № 59.

Учащиеся в учебнике их находят, читают задания, учитель отвечает на вопросы и говорит о требованиях к их выполнению.

КОНСПЕКТ УРОКА (I КЛАСС).

Тема: "Знакомство с задачей". Цель: "Ввести понятие "задача", её основные части". Задачи урока: 1) Познакомить детей с составлением простых задач. 2) Научить детей делить задачу на её составные части: условие, вопрос, решение, ответ. 3) Проверить знания учащихся по +2, - 2. 4) Развитие мышления, памяти, речи. 5) Воспитание чувства коллективизма в работе. Этапы урока.
I. Орг. момент (подготовка) Знакомство с учителем. Проверить правила посадки, готовность к уроку математики. Собрать внимание детей. Дети слушают музыку. Учитель загадывает загадку, читает стихотворение. Дети отгадывают загадки, учитель прикрепляет к доске зверюшек (отгадки), и снежинки.
II.Устный счет (обобщение пройденного) Рассматривание снежинок: 2 больших, остальные маленькие. Ребенок выбирает понравившуюся снежинку, снимает её с доски. На обратной стороне – цифра. Например, - 2. Рядом на доске изображен круг из цифр: Снежинка прикрепляется в середину и идет 2 устный счет, дети показывают карты с 9 4 правильными ответами. Учитель также * называет ответ (правильный) на карточке. 8 3 7 5 Затем тоже с числом +2. (Снежинка в круге меняется). Работы со всем классом, и индивидуально.
III. Подготовка к восприятию. Затем вызывает ребенка к маленьким снежинкам (3 – 4 снежинки). Например, число 6 (на обратной стороне). - Какое число надо прибавить к 2, чтобы получилось 6. - + к 2, чтобы = 8. - + к 2, чтобы = 9.
IV. Физкульт. минутка. Учитель читает стихотворение со счетом и также выполнение упражнений под наглядный счет (2,1 пингвин на доске).
V. Сообщение темы, постановка цели. - На ладошку упало 8 снежинок, несколько растаяло, сколько осталось? Можем ответить? - Нет. Надо решить (составить) задачу. Мы будем сейчас этому учиться. Дети учатся составлять задачу. Задача обыгрывается в игровой форме.
VI. Объяснение нового материала. Физминутка Условие – это фундамент дома. Дети составляют условие сами из уже данных цифр учителем. Узнается вопрос задачи (учитель всё отмечает на доске). 3 + 1 – это решение задачи. 4 - Сколько всего? – Это ответ (крыша дома). ответ 4 решение 3 + 1 вопрос? условие 3 1 Дети читают хором все, что есть на доске. Учитель уточняет: Будем решать на уроке задачи. Показывает домик, который построили "звери". Физминутка на счет.
VII. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Открыли страницу 60, № 1 (учебник – 1 класс). - Перед вами задача. Учитель читает вслух задачу, затем просит прочитать 2 – 3 ребят. Затем учебник откладывают и работают на счетном материале индивидуально и на доске. - Кто назовет условие задачи? У Кати 2 шарика, у Вити – 3 шарика. - Вопрос задачи? Сколько всего шариков? - Как решить эту задачу? Чтобы узнать, сколько всего, какое действие надо сделать? 2 + 3 ? 5
Полный ответ: 5 шариков у детей. Знак "?" убирается, ставится "=". Читают вслух условие, вопрос, решение и ответ задачи по доске. Учитель помогает детям при помощи указки. - Теперь уберите цифры на место в папку и отложите учебник на край стола. На доску прикрепляет 2 нарисованные льдины с пингвинами. ü üü üü ü üü ü - Что вы видите на доске? - Где находится пингвины? - На 1 – й льдине – 3 пингвина, на 2 – й – 6 пингвинов. - Сколько всего пингвинов на 2-х льдинах? (с помощью указки учитель показывает на доске условие и вопрос задачи). Затем 2-3 ребенка читают это вслух. Учитель повторяет, как правильно. Дети говорят условие, вопрос, решение, ответ по очереди (2-3 человека), а учитель и остальные ученики отмечают на карточках. 6 + 3 = 9 â было на 2-х льдинах Ответ читает один ученик. Затем все хором читают условие, вопрос, решение, ответ. – Все убирает. Итак, теперь на каждом уроке вы будите решать задачи.
VIII. Закрепление (задачи в стихах). Устный счет: учитель читает стихотворение с математическими цифрами, а дети считают в уме и говорят ответ.
IX. Подведение итогов. Итак, из каких же частей состоит задача? (дети перечисляют – 2-3 ребенка). Затем все хором, учитель показывает на доске. Молодцы.

ДЕСЯТОК.

Изучение данного раздела делится на 3 этапа.

I этап: Подготовительный период.

Математика 1 (I-III) – стр.3-7, математика 1 (I-IV) – стр.3-14

II этап: Нумерация чисел первого десятка (знакомство с числами и цифрами).

Учебник (I-III) –1 класс, учебник (I-IV) – стр. 18-49.

III этап: Сложение и вычитание в пределах 10 (десяти).

Учебник (I-III) –1 класс стр. 28-68, учебник (I-IV) – стр. 50-111.

Подготовительный период.

Цель:

1) проверить, с каким запасом знаний дети поступают в 1-й класс.

2) подготовить детей к работе над "нумерацией чисел первого десятка"

Решение первой цели достигается в момент записи ребенка в первый класс, начиная с 1 апреля. При записи ребенка в школу, учитель в непринужденной беседе предлагает ряд вопросов:

2) узнай, каких предметов больше, каких меньше (на сколько).

3) каким по счету стоит…(порядковый счет).

4) знаешь ли ты названия геометрических фигур (¡,¨, ∆);какие ты знаешь ещё, и их здесь нет.

5) между какими фигурами стоит ∆, за…, перед…, слева…, справа…, вверху…, внизу…,над…, под… (пространственные представления).

Использовать детские сказки и стихи: "Репка", "Три медведя", "Колобок" и т.д.– (кто за кем).

6) решение.

Обобщая ответы учащихся, можно судить об их подготовке и 1 классу и спланировать учителю дифференцирующую работу на 1-ю неделю сентября.

Начиная с 1-го сентября, на протяжении первой недели решаем вторую цель подготовительного периода. На этих уроках учитель должен дать детям следующую сумму знаний:

I. Счет предметов.

Учебник (I-III) –1 класс стр. 3, 4, 7, учебник (I-IV) – стр. 3, 4, 5, 13.

Все другие страницы подготовительного периода тоже будут содержать счет предметов, но на указанных выше страницах мы знакомим ребят с ПРАВИЛАМИ СЧЕТА.

1) Счет начинается со слова – один. Отвечая на вопрос – сколько? - l- мы используем слово "один". Слово "раз" используется в детских считалках при выполнении физ. упражнений, танцах.

Для закрепления этих понятий, предложить детям пересчитать предметы, предлагаемые учителем или в счетном пенале. Провести физ. минутку, предложить считалочку.

2) Счет бывает количественный и порядковый.

отвечает на вопрос отвечает на вопрос

КОТОРЫЙ (КОТОРЫМ) СКОЛЬКО?

ПО СЧЕТУ?

Чтобы ответить на вопрос СКОЛЬКО? надо пересчитать все предметы и запомнить последнее слово, которое является ответом на поставленный вопрос.

один два три четыре ПЯТЬ

Порядковый счет: Которым по счету идет ∆?

первый второй третий четвертый пятый

Ответ: третий.

3) Количественный счет не меняется от направления счета. Порядковый меняется в зависимости от направления счета.

Сколько? Количественный счет.

пять в разном порядке пять пять

Порядковый счет.

→ ↓ ← пятый

4) При счете нельзя пропускать предметы или называть их дважды.

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ пять

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ шесть

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ четыре

5) Прямой (1-10) счет и обратный (10 –1) счет.

Пересчитывая все предметы, начинаем счет со слова ОДИН и до … Таким образом, число предметов увеличивается (выставляем по одному предмету), и приходим к выводу, что такой счет называется ПРЯМЫМ.

Убирая по одному из выставленных предметов, называем, сколько предметов остается от…. до одного. Их число уменьшается _ это ОБРАТНЫЙ счет.

Объяснение этих правил можно сгруппировать на каждый урок (по усмотрению учителя).

Например: 1-й урок – 1,5 правило

2-й урок – 2,4 правило

3-й урок – 3 правило

В Докладе раскрываются механизмы объяснения нового материала, приводятся приемы объяснения. В отличие от аналогов, излагаемые приемы носят более инструментальный характер и могут применяться в разных формах: высшем, дополнительном образовании и в разных предметных областях.

Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум непосредственно мы не постигаем.

Причина проста: по существу, любая попытка объяснить нечто сводится к согласованию некоей условной информации с воспринимающей стороной (в случае образования – с аудиторией). Т.е. объяснение есть согласование информации с воспринимающей стороной.

При этом исторически видно, что изначально фактор согласования был один: личность субъекта, непосредственного участника образовательного процесса. В одной из наиболее архаичных форм урока (распространенного, например, в Средневековой Европе) процесс объяснения был прост: учитель объяснял старшим ученикам, те – младшим.

По мере усложнения учебного материала и по мере роста его объема, необходимого для усвоения, увеличивалось и количество факторов согласования

Так, сейчас согласование материала с аудиторией – т.е. его объяснение – происходит целым рядом способов:

  1. Разработанные курсы. Чтобы массово, из года в год, объяснять новый материал (новый для данных людей), необходимо, чтобы кто-то подумал и расставил модели избранной предметной области в той последовательности, которая наилучшим образом отложиться в сознании аудитории. Своего рода «крупноблочное объяснение».
  2. Обученные преподаватели. Для того, чтобы девятиклассников обучить периодическому закону, нет возможности в каждый класс пригласить Д.И. Менделеева. Опять-таки массово нужны специально обученные люди, которые возьмут из сторонних источников заранее подготовленный материал, пропустят его «через себя» и сделают окончательно доступным своей аудитории.
  3. Специальные учебники – «твердая копия» объяснения. Авторы пишут учебники, преподаватели пользуются ими в работе. Заметим при этом, что наличие учебника (скажем шире – учебной литературы) в изучаемом курсе сейчас стало нормой. Материал большинства дисциплин настолько сложен, что уложить его в сознании, « » можно, только сопоставляя ряд независимых источников: устные объяснения ведущего-преподавателя, текст учебника и некоторые другие.
  4. Учебные пособия – наглядные, музейные, интерактивные и многочисленные прочие. Гигантская индустрия образования работает только на то, чтобы адаптировать и сделать доступной имеющуюся «где-то там» информацию для конкретных аудиторий, согласовать эту инфомацию с аудиториями по все большему количеству параметров.
Нетрудно заметить, что факторы согласования образуют выраженную иерархию. Дидактические системы выраженно иерархичны: учебные модели объединяются в темы, темы – в курсы, курсы – в предметные области и т.п.
  • На уровне таких дидактических надсистем – курсы.
  • На уровне систем – преподаватели-ведущие (некий движущий компонент занятия).
  • На уровне подсистем-компонентов – учебники, учебные пособия, раздатки...
Также видно, что степень согласования увеличивается на каждом уровне, в первую очередь за счет развертывания факторов согласования.

ПРИМЕР: в средние века основу образования в целом (над-надсистемы) составляли знания, принципиально сами по себе не применимые во внешнем мире: схоластическое богословие, философия, мертвые языки (латынь, древнегреческий и т.п.). С течением времени – и по сей день – каждая реформа образования приводила всё к большей применимости знаний: богословские языки заменяются гражданскими, соотношение теории и практики смещается в пользу практики. Параллельно, уровнем ниже, структура урока все более согласовывалась с личностью воспринимающего человека. Известно, что психика человека инертна. Для того, чтобы качественно вложить новые знания, необходимо пройти три стадии (если использовать терминологию ) – подготовка сознания (некая «разморозка»), собственно «вкладка» (объяснение как таковое), «заморозка». Так вот, четырехэтапный урок – в современном понимании – возник только в XIX веке.

Его разработал немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег , обобщив опыт большого числа немецких учителей-новаторов. В его видении классический урок стал таким: повторение (актуализация знаний) – объяснение нового – закрепление – домашнее задание . До этого уроки были одно-двух этапные. Например, объяснение + домашнее задание. Нетрудно видеть, что четырехэтапный урок более эффективен.

Почему? Именно в XIX веке человечество переживало первую яркую НТР, мир начал приобретать современные черты. Именно с ростом сложности и объема знаний возникла потребность эффективнее эти знания передавать.

В рамках настоящего Доклада рассмотрим только один уровень объяснения: уровень занятия.

Что же делать, чтобы материал был объяснен?

Согласовать материал с аудиторией можно на разных уровнях. Нетрудно догадаться, что чем больше степень согласованности, тем лучше материал объясняется. Рассмотрим подробно два уровня: структуры занятия в целом и собственно материала.

На уровне занятия: материал структурирован . Самая удобная форма – поделить материал на фрагменты, главы. Усилить эффект можно за счет объединения глав сквозной мыслью, героем, формой и т.п. Другое возможное усиление – главы не просто объединены общей мыслью, а образуют естественную последовательность.

ПРИМЕР: заучить множество химических элементов трудно. Запомнить их в виде периодической системы со все возрастающей атомной массой элементов – школьная задача.

ПРИМЕР: в основе классификации животных и растений – эволюция, т.е. то, кто за кем появлялся на планете.

Если никакой естественной последовательности (временнОй, эволюционной и т.п.) нет, ее можно ввести в виде аллегории.

ПРИМЕР: пятнадцать лет полиграфической фирме – пятнадцать этапов полиграфического производства.

ПРИМЕР: семь шагов к финансовому успеху – семь нот – семь цветов радуги…

ПРИМЕР: при обучении новых сотрудников МакДоналдс используются, например, такие аббревиатуры: ККЧД - качество, культура обслуживания, чистота, доступность. ККК - контакт, кооперация, координация. КЛН – контрольный лист наблюдений.

Cледующее усиление – получить последовательность из аудитории. Скажем, учебный материал «сворачивается» в аббревиатуру, а аудитория придумывает мнемоническую фразу на эту аббревиатуру.

ПРИМЕР: OBAFGKMRNS – спектральные классы звезд. Их запомнить практически невозможно, но студенты – наши и американские – в свое время придумали: «Один Бритый Американец Финики Жевал Как Морковь», и «Oh, Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now».

На уровне излагаемого материала.

Нетрудно видеть, что минимальный акт объяснения состоит из двух слоев:

Излагаемая теоретическая модель обычно абстрактна – она представляет собой свернутый внешний опыт, иначе его не передать.

Для того, чтобы от абстракции перейти к конкретике, прибегают к примерам.

Рассмотрим пример как инструмент согласования внешней информации. Модель без примеров усваивается только в случае, если она и так знакома, если в голове обучающегося уже есть примеры . А зачем тогда тратить время на объяснение?

Количество примеров на одну модель должно быть – судя по всему – от 2 до 9. Почему? Известны два правила: и Эльштейна, описывающие оперативную память человека. Простых счетных предметов наша оперативная память готова удержать 7±2 (т.е. максимум 9), сложных абстрактных - 4±1 (т.е. минимум 3). Если примеров будет меньше двух-трех, то модель будет плохо понятна, больше девяти – избыточна.

Теперь рассмотрим 12 способов привести пример:

  1. «Нулевой пример »: неполное раскрытие темы. Неполностью можно раскрыть
    • некоторые частности – оставив аудитории самостоятельно достроить конкретное,
    • модель
    • способ
    • метод
    • группу методов
    Нераскрытое остается аудитории для самостоятельного открытия. Данный прием нашел широкое применение в проблемном обучении.
  2. Числовая ось (или «Оператор РВС» по терминологии первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера , ) – резкое увеличение некоего, дидактически-ценного параметра. Например, при проверке корней линейных уравнений, чтобы понять, верно найдено решение или нет, при подстановке надо взять число 1 000 000: сразу все наглядно.
  3. Пример - аналогия из жизни. Приводится пример из обыденной "кухонной" жизни. Удобно применяется при объяснении сложных "многоэтажных" теоретических моделей. Этот прием очень часто применял известный популяризатор науки , а также известный писатель Станислав Лем.
  4. Привести много примеров, потом локально обобщить. Используется для промежуточного отдыха, смены мыслительной деятельности, подчеркивания важных моментов занятия… Обобщения могут быть на уровне модели, способа, метода, группы методов.
  5. Гуманитарный пример - из художественной литературы, истории.
  6. Пример из научной литературы.
  7. Пример из собственного опыта ведущего-преподавателя, лично решенных им задач...
  8. Пример приводят сами обучаемые.
  9. Продолжить приводить примеры вслед за преподавателем

    Для способов 7-9 общим усилением будет использование : когда примеры намеренно уводят аудиторию «не туда». В качестве примеров – два анекдота:

    - Что получит китаец, сложив голову тигра, желудок моллюска, чешую карпа, когти горного орла и рёв быка?
    - Женщину!
    - Ну у вас и идеалы! Дракона!

    Ученые установили, что Луна все время отдаляется от Земли.
    Если скорость удаления была постоянной, расчеты показывают, что более 100 млн. лет назад орбита луны была в десяти метрах от Земли. Это объясняет исчезновение динозавров.
    По крайней мере больших.

  10. «Пример со смещением»: на лекции по консалтингу - пример из медицины, военного искусства; на занятии по магистральным трубопроводам - из гинекологии, из ангиологии (о кровеносных сосудах) и т.п. Прием похож на аналогию: надо подобрать два объекта, похожих по функции , но отличающихся по ресурсу, на котором она реализована. И в медицине, и в военном искусстве, и в консалтинге есть анализ ситуации (в медицине еще и такой же «опрос больного»), по трубам, как и по кровеносным сосудам, течет жидкость и т.п.
  11. АнтиПРИМЕР: когда "не получилось" и последующий разбор ошибок и типовых ошибок в особенности.
  12. Изложение одного и того же материала с разных , разных авторов, в разных моделях и т.п.
Резюме:
  1. Объяснение нового материала – согласование этого материала, этой информации с аудиторией.
  2. Согласование идет на разных иерархических этажах дидактической системы.
  3. Одним из базовых и легкодоступных средств объяснения является пример – «местное» согласование теоретической модели с аудиторией в данный момент занятия.
Литература:
  1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Оконь В., Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1990.

Сущность и структура методов обучения. Слово «метод» в переводе с греческого означает способ познания, образ действия, путь продвижения к истине.

Современное определение метода обучения звучит следующим образом: метод обучения - это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования 1 . Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 173.

Во всех этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный метод и соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Метод обучения состоит из методических приемов. Методический прием - это структурный элемент метода, его деталь. Это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Так, например, лекция - это метод обучения, а вот приемы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; сравнительная характеристика учителем двух и более объектов; риторический вопрос и т. п.

Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. А один и тот же метод может включать разные приемы. В обучении также возможны переходы методов в приемы и наоборот.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Не было ни одного крупного отечественного дидакта, который не высказывал бы свою точку зрения по этому вопросу. Наиболее известные классификации методов обучения - это 1) классификация по источнику знаний, 2) по дидактическим задачам и 3) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся.

Классификация методов обучения по источнику знаний. Наиболее широкую известность приобрела классификация методов обучения, которую предложили в 1950-е годы Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе. Эти ученые считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. Действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

Словесные методы обучения делятся, в свою очередь, на монологические и диалогические. К монологическим относятся рассказ, объяснение, лекция. К диалогическим принадлежат беседа, дискуссия, работа с источниками (прежде всего, с учебником).


Рассказ и объяснение учителя — наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ - метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер. Например: краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о географическом положении и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных открытий по физике, химии, математике.

Рассказ активизирует восприятие, развивает интерес, любознательность, воображение и мышление школьников. Данный метод применяется на всех этапах школьного обучения, но в наиболее явном виде — на этапе ознакомления учащихся с новым материалом для создания целостного представления об изучаемом объекте. На других этапах метод рассказа, как правило, сочетается с другими методами.

Эффективность метода обеспечивается продуманностью плана рассказа, последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, применением приемов сравнения и сопоставления, ясностью, эмоциональностью, наличием выводов. Продолжительность рассказа на уроке не должна превышать 10-15 минут.

Объяснение - это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения.

Метод объяснения, как и метод рассказа, применяется в основном при изучении нового материала, а именно: при раскрытии значения слов и понятий, принципов действия различных устройств, построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, изложении теоретических положений, раскрывающих сущность явлений природы или общественной жизни.

Эффективность метода объяснения зависит от глубокого знания учителем научного компонента содержания учебного предмета, четкой постановки задач, определения сущности изучаемой проблемы, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, построения доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, коррекции полученных учениками знаний, мобилизации внимания детей.

Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами, однако более эффективным он является в средних и старших классах. Это обусловлено большей развитостью у учащихся абстрактного мышления и возрастающим усложнением учебного материала.

Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Начиная же с VII-VIII классов учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Поэтому применяют лекционный метод обучения.

Слово «лекция» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «чтение». Лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

В отличие от рассказа и объяснения, лекция характеризуется также большей научной строгостью изложения. Лекционная подача материала обеспечивает законченность и целостность его восприятия. Учащиеся включаются в процесс активных мыслительных действий и динамического «вживания» в реальность излагаемого (факторов, явлений, событий, исторических эпох, позиций героев, мир мыслей героев и идей ученых). У слушателей развивается устойчивое произвольное внимание, целеустремленность, навыки конспектирования.

Выделяют следующие основные виды лекции:

1) традиционная лекция, когда материал предъявляется в основном в готовом виде;

2) проблемная лекция или лекция проблемного характера, когда формулируется научная или практическая проблема (направления развития, способы и варианты, проблемы, прогнозируемые последствия);

3) лекция-беседа (разговорная лекция) применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение.

Беседа. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих выводов и обобщений.

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы:

1) вводные или вступительные (организующие);

2) сообщения новых знаний;

3) закрепляющие;

4) контрольно-коррекционные.

Вводная беседапроводится в начале урока и обеспечивает подготовку учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого рода беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

При сообщении новых знаний беседастроится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов. Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал «открытие», проделал сложный путь к научной истине.

Закрепляющие беседыприменяются для углубления, обобщения и систематизации знаний. Они, как правило, проводятся в конце урока изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные беседымогут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоения знаний у учащихся, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным путем (т. е. от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным (от общего положения к частным случаям).

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, и аргументированными и правильно сформулированными.

Учебная дискуссия. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулировать познавательный интерес, вовлекать учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждать их к осмысливанию существующих подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Применение учебной дискуссии предполагает обстоятельную предварительную подготовку учащихся, а также наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Учебная дискуссия как метод обучения хорошо зарекомендовала себя в старших классах. Она развивает у учащихся творческое мышление, умение ясно и четко формулировать свои мысли, рефлексию, интуицию, культуру речи. Естественно, что учитель должен сам демонстрировать перед учениками образцы аргументации, учить точно излагать свои мысли и терпимо относиться к мнениям школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию.

Работа с источниками. Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемою информацию. Им нужно запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе; этому надо обучать на уроках.

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Вот основные из них:

а) конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого лица, что лучше развивает самостоятельность мышления;

б) составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

в) тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;

г) цитирование - дословная выдержка из текста;

д) аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

е) написание справки - представление сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и др.;

ж) составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Работа с учебником - один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, метод иллюстрации и метод демонстрации. Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель - подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер.

Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться учащимися под руководством учителя на уроке, экскурсиях, а также самостоятельно по заданию учителя.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования и т. д.

Метод иллюстрации предполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, а также изображение информации на учебной доске или на экране мультимедийной установки.

Метод демонстрации. Назначение метода - передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений.

Демон-стрируются:

1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела);

2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них;

3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы);

4) опыты и эксперименты.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока (демонстрационный материал до демонстрации обычно не показывается, чтобы не отвлекать учащихся);

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. Детям легче воспринимать, усвоить наглядный материал, если ключевые детали его будут специально выделены;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Детские телепередачи имеют свои отличительные особенности, главная из них - быстрая смена событий, сопровождающаяся изменением визуальных методов (моментальный повтор, спецэффекты) и аудиохарактеристик (музыкальное и звуковое оформление), что позволяет привлечь внимание детей.

Практические методы. Их цель - сформировать у школьников практические умения и навыки. К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы.

Метод упражнений. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические, учебно-трудовые и игровые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую деятельность.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются преимущественно для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Письменное упражнение способствует развитию логического мышления учащихся, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения необходимо сочетать с устными и графическими упражнениями.

К графическим упражнениям относятся действие учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовлению альбомов, плакатов, стендов, выполнению зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными в контексте решения учебных задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений (сначала предъявляются упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение и применение ранее усвоенного материала, после этого на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации и на творческое применение знаний). Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют и развивают у учащихся воображение способности к догадке, интуицию.

Метод лабораторных работ способствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе. Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, определить иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.

Метод лабораторных работ является одним из доминирующих естественнонаучных учебных предметов: физики, химии, биологии, географии. По отдельным темам лабораторные работы можно успешно проводить и по другим предметам: истории, языкам, изобразительному искусству и др.

Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.

В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к аккуратности, рациональности действий.

Ни один из методов обучения не может обеспечить достижения всех дидактических целей. Поэтому целесообразно применять их в комплексе, в сочетании.

Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся. Советские дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подвергли критике классификации методов обучения по источнику знаний и по дидактическим задачам. Они создали собственную классификацию, в которой методы обучения соответствуют предложенной этими же авторами структуре содержания образования как способы его усвоения.

Всего методов обучения пять:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемного изложения;

4) частично-поисковый;

5) исследовательский.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (его еще называют информационно-рецептивным). Формы реализации данного метода: рассказ, объяснение, традиционная лекция, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. п.

Не надо думать, что объяснительно-иллюстративный метод в современных условиях утратил свое значение. Его значение в большой мере возрастает в связи с достижениями современной техники и науки - применением на уроках кино, телевидения, магнитофона, использования современных станков, оборудования, инструментов обогащает и метод устного изложения знаний учителем. Расширяются границы и возможности непосредственного чувственного восприятия явлений и предметов.

2. Репродуктивный метод обучения предусматривает такую систему учебных занятий, при которой неоднократно воспроизводятся сообщены учащимся знания и способы их добывания. При этом учащиеся работают по образцу, схеме, алгоритму. Репродуктивный метод широко используются для выработки умений и навыков письма, чтения, решений задач и примеров, проведения повторных опытов, усвоения приемов работы на станках и т. д. Учащиеся воспроизводят и неоднократно повторяют в своей деятельности учебный материал по заданиям учителя.

Метод проблемного изложения. Учитель, ставит на уроке учебную проблему, создавая тем самым проблемную ситуацию поиска. При этом учитель показывает учащимся ход мыслительных операций в разрешении учебной проблемы, показывает возможные варианты, характеризует наиболее оптимальные из них. Учащиеся получают возможность убедиться в научной доказательности, обоснованности решения проблемы, они осваивают поэтапные решения целостной проблемы, которыми затем пользуются при самостоятельном проблемно-поисковом усвоении знаний.

Если учителю при этом хорошо и безусловно известны пути проблемного научного изложения материла, то для учащихся - они должны быть найдены как открытие, как научное познание истины.

Частично-поисковый (эвристический) метод - такой метод обучения, при котором учащиеся самостоятельно выполняют лишь отдельные процедуры исследования (увидеть проблемы посредством постановки вопросов к изучаемому материалу; строить доказательство; делать выводы из представленных фактов; высказывать предположение; составлять план творческого решения проблемных задач). Здесь имеет место поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач.

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное выполнение учащимися полного цикла исследовательских действий. Он способствует более глубокому усвоению опыта теоретической деятельности с попутным усвоением знаний, умений и навыков. Применение его связано с перспективой овладения учащимися методами научного познания.

Примеры темы учебного исследования школьников: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наш населенный пункт в прошлом, настоящем и будущем», «Они создали колхоз», «Механизаторы колхоза с момента его создания до наших дней» и т. п.

В ученических бригадах практикуются учебные занятия по выяснению эффективности выращивания различных сортов зернобобовых, технических и огородных культур в местных почвенно-климатических условиях.

Выбор методов обучения. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Выбирая том или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всегоопределяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченых задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения:

1) цели и задачи обучения;

2) возраст учащихся;

3) уровень подготовленности учащихся и мотивации учения;

4) количество и сложность учебного материала, время обучения;

5) материально-технические и организационные условия обучения;

6) взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;

7) уровень подготовленности учителя.

Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, тренированности учащихся, сформированности учебных умений и навыков, развитости мыслительных процессов и типов мышления использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Например, в начальных классах предпочтительнее использовать такие методы как рассказ, беседу, метод демонстрации; в средних классах - беседу, предметную наглядность, схемы, диаграмы, графики со значительной степенью обобщенности.

По мере взрасления у учащихся изменяются особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическрое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковую. Это требет введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока осуществлять замену одних методов другими.

Методы обучения, по Ю.К. Бабанскому, обладают компенсаторными возможностями, т. е. одной и той же дидактической цели можно достичь разными сочетаниями методов.

Выбор методов обучения влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности и дидактических средств.

Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 14 (§ 3, 4).

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 9.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 11 (§ 1-5), 15.

Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. М, 1981.

Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. Гл. 5, 7. Альтернативный