МИД РФ: односторонняя демаркация Украиной границы не будет юридически обязывающей для РФ. Спорный остров. Тарабарова больше нет на карте, он теперь Иньлундао. Остров Тарабаров отдан Китаю. Демаркация российско-китайской границы Договор о демаркации границ

Российско-китайской границы состоялась в 2005 году . В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури . Данные земли не были заселены и использовались мало (судя по тому, что на фото со спутника в Google Maps видно, что построек там мало), по причине заболоченности, сейчас они используются не лучше. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе , согласно которому произошла передача.

Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем» . По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой , «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Против соглашения выступили представители КПРФ . В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов.

См. также

Источники

Литература

  • Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 14 октября 2004 года.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 52-ФЗ «О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части »

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .


Наздратенко охраняет Японское море от китайцев
Спор насчет демаркации восточного участка российско-китайской границы был начат руководством Приморского края в 1995 году. Губернатор Приморья Евгений Наздратенко тогда публично отверг предложения МИД РФ о совместном хозяйственном использовании ряда участков территории России и Китая, отходящих по итогам демаркации государственной границы к сопредельной стороне. Тем самым он положил начало длительному конфликту, который по всем признакам можно считать и международным скандалом, и внутренней разборкой между центром и субъектом федерации.

Со времени вынесения конфликта на суд общественности аргументация сторон претерпевала определенные изменения (особенно со стороны губернатора). Но так или иначе, на фоне нынешнего визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву и эпохальных договоренностей "о многополярном мире и формировании нового международного порядка" вопрос о территориальных разногласиях, на существовании которых настаивает губернатор Наздратенко, может внести серьезнейший диссонанс в оптимистическую картину российско-китайского сотрудничества.

История вопроса
Пограничные споры двух стран имеют долгую историю. По Тяньцзиньскому договору от 1 июня 1858 года предусматривалось проведение черты по землям, до того находившимся в совместном управлении. 2 ноября 1860 года в Пекине генерал Николай Игнатьев подписал дополнительный договор о восточной границе между империями. Стороны согласились, что "после постановления пограничных знаков граничная линия навеки не должна быть изменяема". Это условие соблюдалось 131 год. Затем возникла "проблема территорий". 16 мая 1991 года СССР и КНР подписали соглашение о госгранице в ее восточной части, договорившись уточнить ее линию, дабы "справедливо и рационально разрешить оставшиеся пограничные вопросы".
Собственно демаркация восточной части границы России с Китаем была действительно необходима — фактически она была необустроена. Если в большинстве регионов демаркационные работы проводятся раз в 10-15 лет, то на Востоке она последний раз производилась аж в ХIX веке. Сегодня, когда приграничные территории открыты для хозяйственного использования, участились случаи непреднамеренного нарушения границы: в местах, где нет в достаточном количестве погранзнаков, россияне нечаянно забредают в Китай, а китайцы — к нам.
Однако руководство Приморского края уверено, что границу уточнили несправедливо и нерационально. В 1993 году администрация привлекла внимание краевого совета к тому факту, что по соглашению к Китаю отойдет более 1500 га в Приморском крае (части своих земель также лишились Хабаровский край и Амурская область). В Ханкайском районе передаются 300 га пашни, в Уссурийском — 960 га кедровых лесов, в Хасанском — 330 га, прилегающих к реке Туманная (сейчас демаркацию осталось завершить только на последнем участке). В связи с этим Евгений Наздратенко, пригрозив своей отставкой, заявил, что не допустит передачи китайцам "ни пяди земли".
С тех пор позиция губернатора не раз претерпевала метаморфозы в соответствии с политической конъюнктурой. Требование полностью денонсировать соглашение между Россией и КНР (при этом Наздратенко утверждал, что опирается на личную поддержку Ельцина) сменялось признанием Венской конвенции, которая не разрешает денонсировать международные соглашения в принципе. Тем не менее, на истории с демаркацией Наздратенко заработал прочную славу патриота, пригодившуюся ему и на выборах, и в борьбе с центром.
В последний раз глава администрации отказался от прежней ура-патриотической риторики, конкретизировав свою позицию по поводу негативных последствий демаркации в прежнем виде. Во-первых, утверждает он, получив участок территории в устье реки Туманная, китайцы построят там крупный порт. Выход КНР в Японское море откроет дорогу китайскому сырью и товарам в Японию. Во-вторых, новый порт резко снизит привлекательность портов Приморья, а грузооборот на Транссибирской магистрали сократится наполовину.
В одном из последних документов администрации края о демаркации говорится, что "готовность России идти на односторонние уступки Китаю создает прецедент для ужесточения позиции Японии по отторжению четырех южнокурильских островов и активизации территориальных притязаний со стороны соседних государств на западе и юге России" (прямой отсыл к проблеме Севастополя). Вооружившись этими аргументами, губернатор обратился за поддержкой к Совету федерации, но результата не получил. Зато натолкнулся на грозный окрик со стороны Бориса Ельцина, который потребовал от Наздратенко впредь согласовывать с МИД свои заявления по российско-китайским отношениям. Но глава Приморья остался при своем мнении. Правда действует он тоньше.
В Приморье начался срочный сбор подписей за проведение общекраевого референдума, в ходе которого местные жители выскажутся "за" или "против" передачи земель. Как поведал журналистам член инициативной группы общественного движения "Партия Приморья", прокурор Ленинского района Владивостока Олег Логунов, никакого отношения к краевым властям движение не имеет, но точку зрения Наздратенко на проблему демаркации и взаимоотношений с Китаем разделяет полностью. И функционеры "Партии Приморья", и администрация края старательно дистанцируются, культивируя образ общественно-патриотической инициативы, поступившей из самой гущи народных масс. Хотя утверждения о том, что администрация и "Партия Приморья" не координируют свои действия, вызывают большие сомнения.
Несмотря на президентское требование, неугомонный губернатор продолжает гнуть собственную внешнеполитическую линию. Недавно на встрече с журналистами во Владивостоке, Наздратенко еще раз подтвердил свою точку зрения на демаркацию. "Передача КНР стратегически важного участка границы в Хасанском районе означает в последующем гибель портов Приморья, а в недалекой перспективе — утрату Россией своей позиции на Дальнем Востоке".

Инакомыслие по-приморски: pacta sunt servanda
Российский МИД до сих пор ограничивался краткими негативными оценками позиции Наздратенко. Однако на деле аргументы приморского руководства достаточно серьезны и требуют более подробного рассмотрения.
Разумеется, в Приморье далеко не все исследователи согласны с позицией краевого руководства. Например, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Дальневосточного госуниверситета Валентин Михайлов, который изложил свое мнение на страницах газеты "Владивосток".
Профессор отмечает, что за последние полвека, особенно после того, как Никита Хрущев рассорился с Мао Цзэдуном, Китай предъявил серьезные территориальные претензии к СССР, претендуя на огромные территории: Приморье, Амурскую область, юг Хабаровского края, часть Забайкалья (речь одно время шла аж о полутора миллионах квадратных километров, которые Россия якобы отторгла у Китая). Руководствуясь решением ЦК КПСС, правительство СССР дало указание МИДу начать переговоры с Китаем по территориальному вопросу. Эти чрезвычайно тяжелые переговоры длились более 30 лет и завершились в начале 1991 года. Дипломатам удалось отстоять российские земли и отвергнуть китайские территориальные притязания, за исключением некоторых небольших участков границы.
Ратификацию подготовленного в советское время договора осуществил Верховный совет РСФСР. Если бы депутаты отказались от ратификации, пришлось бы вновь рассматривать требования Китая о передаче ему всего Приморья и других территорий. "Вся работа наших дипломатов пошла бы насмарку, отношения с Китаем опять перешли бы на грань войны, как это было в 1969 году на острове Даманском", — считает профессор Михайлов.
Он видит и много недостатков в договоре о демаркации. Но неоспоримым, по мнению юриста-международника, является следующий момент: подписанные соглашения должны соблюдаться независимо от изменения международной обстановки, независимо ни от каких внутригосударственных событий. На принципе pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться") и держится все международное право и межгосударственные отношения.
Кстати, если российско-китайский договор о демаркации был бы денонсирован Россией в одностороннем порядке, в этом случае, считает г-н Михайлов, останется в силе договор с Китаем о границах, подписанный еще в 1860 году в Пекине. Именно этот договор привел к пограничному спору между СССР и КНР, поскольку Китай весьма своеобразно толкует многие его положения. При этом китайцы вполне могли бы пойти на ответную меру, в одностороннем порядке денонсировав договор от 1860 года. В этом случае остался бы в силе российско-китайский договор 1858 года, по которому весь нынешний Приморский край и южная часть Хабаровского являются совместным ведением Китая и России. Получается, что Пекин мог бы прислать во Владивосток своего губернатора, который бы управлял Приморьем вместе с Наздратенко.
Кстати, в качестве одного из вариантов решения администрация Приморья предлагает как раз таки "провести демаркацию российско-китайской границы на участке между 416 и 419 (см. схему — Ъ) погранзнаками в строгом соответствии с пекинским договором 1860 года, протоколом о размене картами и описаниями разграничения в Уссурийском крае (16.06.1861), протоколом о тщательно проверенном участке границы двух государств (26.06.1886) и заключением межведомственной комиссии по односторонней проверке советско-китайской границы (16.09.1986)".
Что же касается тезиса о том, что КНР якобы получит выход к Японскому морю, то такое утверждение, по мнению правоведов, ни на чем не основано. В рассматриваемом договоре не предусмотрена передача Китаю территории России, прилежащей к Японскому морю. Те участки, которые предполагается передать Китаю, расположены далеко от моря. И даже если КНР начнет их осваивать (углублять русло реки Туманная, по версии краевой администрации, силами миллиона китайцев), никаких правовых последствий это не вызовет: выхода к морю за счет России китайцы не получат.
Согласно международному праву, если даже направление течения реки Туманная изменится в силу естественных причин или в результате воздействия людей, линия границы будет проходить там же, где она проходила до этого события, если только Россия и КНР не договорятся о ее изменении.
Спорным представляется и утверждение, что, якобы, порты Приморья пострадают от конкуренции с мифическим китайским на реке Туманной. Тем более что на состоянии морских ворот Дальнего Востока уже сейчас и действительно серьезно сказываются внутрироссийские экономические условия.
Даже поверхностный анализ данных по обработке грузов портами региона в 1995-1996 годах подтверждает: своему сегодняшнему сравнительному благополучию на фоне местных предприятий порты обязаны прежде всего российским экспортерам. Они в основном обеспечивают грузами, а значит, и работой практически всю портовую систему Приморья. И если якутские угледобытчики, сибирские металлурги или нефтяники сократят экспорт своей продукции, то у наиболее крупных дальневосточных портов грузооборот упадет катастрофически, а некоторые и вовсе останутся без работы.

Китайская угроза: мифы и реальность
Однако спор о границе может спровоцировать негативные для российско-китайских отношений последствия гораздо раньше, чем китайцы построят порт-конкурент.
Главная опасность — обострение межнациональных отношений, связанное с внедрением в общественном сознании мифа о "китайской угрозе". Незадолго до визита Цзян Цзэминя в Москву ряд китайских изданий рассказали читателям о царящих в Сибири и на Дальнем Востоке антикитайских настроениях, обвинив местных политиков в сознательном и истерическом раздувании мифа о "ползучей китайской экспансии".
Есть ли основания утверждать, что в скором будущем "Владивосток станет пригородом Харбина"? По мнению доктора исторических наук, профессора, директора Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Виктора Ларина, масштабы экспансии китайцев на Дальний Восток, носящей преимущественно экономический, "челночный" характер, заметно преувеличены. Население запугивают огромным числом китайцев, уже проникших и намеревающихся проникнуть в Россию, хотя реальные цифры незаконной миграции гораздо скромнее. По мнению профессора, "китайское пришествие" не представляет опасности для России — такая угроза существует лишь в нашем воображении. То же касается и военной безопасности.
Зато уже сегодня можно констатировать, что федеральные власти практически неспособны "поставить на место" главу субъекта федерации, открыто препятствующего реализации межгосударственного договора о демаркации границы, и фактически осуществляющего от имени России собственную внешнюю политику. Но похоже, что в условиях кризиса ТЭК, на фоне бесконечных дрязг местных властей и тотальной невыплаты зарплаты бюджетникам поза патриота остается последним козырем Евгения Наздратенко.

(верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури . Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе , согласно которому произошла передача.

20 сентября 1924 года между СССР и правительством трёх автономных восточных провинций Китайской Республики было заключено новое соглашение о границе (взамен соглашения между Китаем и царем России, которое, как и прочие соглашение с царским правительством, было аннулировано ранее). Согласно этому соглашению (статья 3) стороны согласились провести передемаркацию границы, но до тех пор придерживаться старых границ.

В период японской оккупации Китая СССР взял под контроль множество островов на китайской стороне от фарватера на Амуре и Уссури .

Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе, однако документ не подписали .

Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем» . По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой , «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Против соглашения выступили представители КПРФ . В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский краевой комитет КПРФ организовал митинг против передачи островов.

Этой публикацией напомним читателям о 20-летии начала первого этапа демаркации Восточного участка российско-китайской границы на пограничных реках Амур и Уссури. Интерес к итогам демаркации этого участка границы, особенно её второго этапа с передачей части островов амурского архипелага под Хабаровском сопредельной стороне, периодически подогревается определенными японскими кругами.

Они тоже мечтают поделить с Россией Курильские острова 50 на 50, как добились китайцы вблизи Хабаровска. Но это особая тема, поэтому вернемся в 1990-е годы.

На рубеже 2000 г. Министерства иностранных дел России и Китая договорились о вступлении в законную силу подписанных 9 декабря 1999 г. итоговых документов о за-вершении демаркации совместной границы. В этой связи представляет определенный ин-терес вспомнить, как она проводилась.

Воисполнение Соглашения от 16 мая 1991 г. в течение 1993-1997 гг. в зоне ответ-ственности Дальневосточного пограничного округа проводились полевые демаркационные работы на пограничных реках Амур и Уссури протяженностью 2281 км от слияния рек Шилка и Аргунь (Читин-ская обл.) до впадения р. Сунгача в р. Уссури (Приморский край).

Демаркация границы предусматривала проведение гидрографических работ по оп-ределению линии середины главного фарватера пограничных рек, по которой и должна быть проведена новая линия государственной границы, наземных работ по установке по-граничных знаков, а также распределение островов. На данном участке это делалось впер-вые за всю историю российско-китайских отношений.

По взаимной договоренности каждая сторона сформировала необходимое количе-ство гидрографических групп для работы на акваториях пограничных рек и демаркацион-ных групп для сухопутных работ.

С нашей стороны гидрографические работы проводили две гидрографические группы, состоящие, в основном, из военных гидрографов Тихоокеанского флота. Четыре демаркационные рабочие группы, состоящие из пограничников округа и военных топо-графов ДВО, устанавливали пограничные знаки на российском берегу пограничных рек.

В соответствии с Соглашением от 16 мая 1991 г. в протоке Казакевичева (Амур-ская) демаркация границы не проводилась, о чем будет сказано ниже. Этот участок вооб-ще был выведен за рамки демаркации.

В ходе делимитации границы стороны не пришли к единому мнению и о проведе-нии границы на других участках р. Амур. Поэтому была достигнута договоренность о проведении двойных промеров в районах: о. Полуденный против с. Поярково (Амурская область), устьях рек Сунгари и Бира, острова Еврасиха - Луговской (ЕАО). На этих участках одновременно работали российские и китайские гидрографы, сверяя результаты промеров.

В 1993 г. демаркационные группы округа выполнили большой объем плановых ра-бот по бетонированию оснований погранзнаков, определению их координат. Еще осенью 1992 г. была проведена рекогносцировка мест установки погранзнаков и некоторые дру-гие подготовительные работы. Удалось решить вопрос об изготовлении железобетонных пограничных столбов на одном из предприятий г. Хабаровска. Первые 11 погранстолбов на участке округа (и всей Восточной части) были установлены по берегу р. Уссури. Но по различным причинам гидрографические работы здесь не проводились, а на р. Амур ос-новной объем работ выполнили лишь китайские гидрографы. Российские гидрографы из-мерили только 120 км.

В следующем году демаркационные работы начались в хорошем темпе. К 10 июля было установлено 107 погранстолбов. При плане 120 к концу сезона было установлено 142, а с учетом ранее установленных - 153. Более организованно начались и гидрографи-ческие работы нашими специалистами, хотя и с некоторым опозданием. Они провели из-мерения на 400 км р. Амур и 224 км р. Уссури. Это обеспечивало возможность проведения рабочих встреч с китайской стороной по оформлению всей предусмотренной документа-ции.

Успешной работе способствовали и состоявшаяся 5-17 мая 1994 г. в Хабаровске рабочая встреча совместной российско-китайской демаркационной комиссии, а также на-личие практически всех нормативных документов у наших гидрографов и топографов.

Но негативно сказывалось влияние объективных и субъективных факторов. Три последовательные подъема воды на Уссури серьезно осложняли проведение гидрографи-ческих работ. Обозначилась особая позиция китайской части в отношении о. Полуденный. Только после окончания совместных промеров в этом районе, когда стало ясно, что остров останется российским, китайцы изменили свое мнение. В дальнейшем они под различны-ми предлогами препятствовали установке здесь погранзнака № 208.

1995 г. характерен особой позицией китайской стороны, направленной на затяги-вание полевых демаркационных работ. Рабочие встречи трех ДРГ вместо марта состоя-лись в июне, а шестой ДРГ - только в октябре. На 15-20 дней опоздали китайские гидро-графы-наблюдатели с прибытием на российские суда для проведения гидрографических измерений. Было упущено время высоких уровней воды. Если на Амуре удалось провести гидрографические работы, то на Уссури они были окончены досрочно 30 сентября в связи с резким падением уровня воды. На участке 55 км в верховьях реки промеры провести не удалось.

Не были решены проблемные вопросы и на 6-й сессии Совместной российско-китайской демаркационной комиссии, проходившей в г. Чите. Сессия работала на фоне нерешенных вопросов демаркации границы на трех участках в Приморье и официально объявленной позиции Еврейской АО по проведению границы в районе некоторых остро-вов на р. Амур. Законодательное собрание ЕАО еще в марте приняло обращение к Прави-тельству РФ о возобновлении переговоров с Китаем для пересмотра будущей линии гра-ницы в районе островов Попов, Сазаний, Сухой, На Створах, Еврасиха, Луговской, Ниж-непетровский. Китайская сторона, трактуя договорные положения Соглашения от 16.05.1991 г. о прохождении линии середины главного фарватера с упором на глубину и считая второстепенными два других показателя (ширину и радиус закругления судового хода), провела на своих планшетах линию середины главного фарватера в протоках вбли-зи российского берега, отнеся эти острова (с акваторией вокруг них) к Китаю. Эта про-блема практически до конца демаркации будет камнем преткновения. Руководство ЕАО, а тем более её население, будут требовать проведения новых промеров, а значит, и новой линии границы.

Китайские демаркаторы отказались в ходе работы сессии проверять планшеты гид-рографических работ 1994 г., что не позволяло вести работы по обозначению границы на местности. Лишь в последний день такая работа была проведена, но уже не оставалось времени на их окончательное согласование и утверждение. В конечном итоге это означало затягивание всего процесса демаркационных работ минимум на один год.

В этом же полевом сезоне выявились и диаметрально противоположные подходы демаркаторов сторон к проведению линии границы в районе островов Венюковский и Ше-реметьевский на р. Уссури. Потом еще около двух лет китайцы выискивали различные аргументы для того, чтобы сенокосный остров Шереметьевский «увести» к себе за новую линию границы. По итогам демаркации этот остров остался за нашей стороной, а Веню-ковский отошел к Китаю.

Несмотря на такую позицию китайской стороны, в третьем полевом сезоне округ успешно выполнил плановые задания на 94 %. В конце октября российские и китайские демаркаторы из четвертой ДРГ подписали пакет документов на 792 км новой границы (погранзнаки №№ 133-182). Это единственная ДРГ, которая выполнила плановое задание в установленные сроки. Но 11 погранстолбов установить не удалось в районах двойных промеров, где китайские демаркаторы новую линию границы так и не согласовали.

В 1996 г. основные усилия округа были направлены на завершение всех полевых работ. Распоряжение Президента РФ от 21 февраля 1996 г. требовало «...завершить демар-кационные работы на Восточной части российско-китайской границы, в том числе на уча-стках границы в Уссурийском и Хасанском районах Приморского края и в Еврейской ав-тономной области, в частности, в районе островов Попов, Савельев, Сазаний, Сухой, На Створах, Еврасиха, Нижнепетровский на реке Амур... и без серьезных отклонений от ус-тановленных сроков. Возникающие в ходе дальнейших демаркационных работ вопросы решать на основе соблюдения Соглашения».

Эта задача была успешно выполнена. В конце июня завершены гидрографические работы на р. Уссури. К началу октября установлены все 168 пограничных знаков - 179 по-граничных столбов. Четвертая и пятая ДРГ выполнили весь объем работ и подлежали расформированию.

Шестая и седьмая ДРГ в 1997 г. продолжили работу по покраске столбов и переда-че их начальникам застав. Продолжались работы и по оформлению документации, согла-сованию её с китайской стороной на участке пятой ДРГ. Но наибольший объем работ был выполнен седьмой ДРГ. В связи с тем, что в 1996 г. состоялась лишь одна кратковремен-ная рабочая встреча, пришлось одновременно с полевыми работами по устранению по-следствий большого наводнения предыдущего года совместно с китайской стороной оформлять документацию на 452 км границы.

В ноябре Президент России и Председатель КНР в Пекине объявили о завершении полевых демаркационных работ на Восточной части границы. Все вопросы, связанные с её демаркацией были урегулированы. В декабре на рабочей встрече Совместной россий-ско-китайской демаркационной комиссии были подведены основные итоги полевых де-маркационных работ, проводившихся с 1993 г. На участке границы протяженностью 4204 км было установлено 1182 погранстолба, из них 599 российских, 24 буя и 2 створных зна-ка. В зоне ответственности округа было установлено 179 пограничных столбов.

Большой вклад в организацию и проведение демаркационных работ внесли коман-дование округа, начальники многих отделов и непосредственные исполнители: руководи-тели оперативной группы (полковник А.М. Филонов, подполковник В.К. Павлов) и де-маркационных групп (майоры Л.С. Генералов, А.Г. Ласьков, А.Л. Полковников, А.В. Рудько), которые в течение многих лет совмещали выполнение функциональных обя-занностей с кропотливой работой по проведению демаркации. Хорошими помощниками руководителей ДРГ в течение нескольких полевых сезонов были ст. прапорщик А.В. Сав-ченко и прапорщик В. А. Муслимов. Кроме названных в демаркационных работах участвовали и другие офицеры.

Деятельность структур округа по демаркации границы постоянно находилась в по-ле зрения российской части Совместной российско-китайской демаркационной комиссии. Посол по особым поручениям, председатель российской делегации в Совместной демар-кационной комиссии Г.В. Киреев, его заместители ст. советник I ДА МИД РФ Ю.А. Арха-ров, полковники Б.А. Фомин и А.Г. Рыженко, главный гидрограф делегации капитан II ранга Г.А. Ванюков не один раз побывали на границе, изучая проблемы, копившиеся го-дами, и решая непростые вопросы проведения новой линии границы.

Обстановка в нашем приграничье способствовала выполнению демаркационных работ. Администрации Хабаровского края, Амурской обл., Еврейской АО, многих при-граничных районов оказывали различную помощь. Заместители глав администраций субъектов РФ, приграничных районов участвовали в рабочих встречах СРКДК и ДРГ. Только благодаря постоянной помощи администраций обеспечивались протокольные ме-роприятия в ходе рабочих совместных встреч ДРГ. Наиболее действенную помощь оказа-ли представители районов: Шимановского (Амурская обл.), Октябрьского и Ленинского (ЕАО), Хабаровского (сельского), Бикинского (Хабаровский край), Пожарского и Дальнереченского (Приморский край).

В 1998 г. продолжалась только работа Совместной российско-китайской демарка-ционной комиссии по оформлению документации. Рабочие встречи характеризовались как динамичные и напряженные. Шли как бы параллельно два рабочих процесса: завер-шение разработки демаркационных материалов на Восточную часть российско-китайской границы и подготовка к проведению демаркационных работ на её Западной части. В нояб-ре стороны констатировали, что завершены и полевые демаркационные работы на Запад-ной части общей границы. Таким образом, вся демаркируемая граница впервые в истории отношений двух стран была четко обозначена на местности.

В апреле 1999 г. стороны заявили, что в результате семилетней работы российско-китайской демаркационной комиссии окончательно согласованы все документы по Вос-точной и Западной части границы между двумя странами. Обе стороны дали высокую оценку проделанной работе. 9 декабря в Пекине были подписаны эти важные документы. Устранены причины возникновения многих конфликтов.

Но это не обеспечивало решение всех проблем. За рамками демаркации оставались два важных участка: о. Большой на р. Аргунь и группа амурских островов под Хабаров-ском.

Наиболее острой была проблема Хабаровского направления. За предшествующие 20 лет пограничная протока Амурская (Казакевичева) медленно отмирала. При сохраняю-щейся позиции китайской стороны и несогласии на проведение дноуглубительных работ можно было ожидать, что здесь будет сухопутный участок госграницы с непредсказуемыми для российской стороны последствиями.

Стороны согласились продолжить переговоры для разрешения вопросов прохож-дения линии границы в районе амурских островов, но китайцы имели большие претензии, что не сближало позиции сторон. Для понимания ситуации напомним кратко историю ус-тановления границы под Хабаровском.

Группа амурских островов под Хабаровском, среди них острова Большой Уссурий-ский и Тарабаров (китайцы называют этот район «фуюаньский треугольник»), еще с 1906 г. были объектом территориальных притязаний Китая

Статья 1 Пекинского дополнительного договора 1860 г. делимитировала прохож-дение граничной линии между русскими и китайскими владениями по рекам Амур и Ус-сури, причем устье Уссури определено как пункт поворота граничной черты от широтного к меридиональному направлению. При демаркации границы в 1861 г. по рекам Уссури и Сунгаче по инициативе китайской стороны было решено «пограничных столбов...не ста-вить, за исключением устья р. Уссури и истока Сунгачи, где постановку оных произвесть на левом твердом берегу (китайском - А.Ф.) этих рек под литерами «Е» и «I».

Деревянный столб «Е», поставленный в 1861 г. у устья Уссури, в 1886 г. при редемаркации границы заменили каменным, о чем был составлен отдельный протокол, подпи-санный представителями России и Китая. В 1906 г. этот столб, находившийся на левом берегу р. Уссури напротив станицы Казакевичевской, из-за подмыва берега грозил обру-шиться в воду и по этой причине был российскими пограничными властями отнесен на некоторое расстояние от берега. Этот односторонний акт сразу же был использован ки-тайскими властями, чтобы оспорить соответствие местонахождения столба договорным постановлениям.

В декабре 1919 г. погранохрана России обнаружила, что столб «Е» против станицы Казакевичевской уничтожен. Так что вопрос о прохождении границы на хабаровском на-правлении в китайской трактовке имеет давнюю историю.

На Пекинских пограничных консультациях в 1964 г. китайские дипломаты под-твердили претензии на эти острова и однозначно настаивали на проведении госграницы вблизи г. Хабаровска. Не получив согласия советской стороны, они прервали переговоры. Выше отмечалось, что стороны не достигли договоренности по этому району и на пере-говорах, предшествовавших подписанию соглашения в 1991 г.

Как видим, даже успешная демаркация границы не смогла снять ряд проблем. Если ранее в этом регионе преобладали проблемы военного противостояния, то в 90-е гг. на первое место вышли экономические, экологические, правовые, социальные и др.

По дополнительному соглашению сторон в 2004-2008 гг. была проведена демаркация границы на упомянутых выше двух неразграниченных участках.

В СМИ периодически появляются сообщения о подготовительных работах китайской стороны к новому этапу демаркации границы. По этому вопросу советую обращаться в наш МИД.

А.М. Филонов - ученый секретарь Хабаровского

регионального отделения РГО

Наводнение и госграница

В СМИ о последствиях сокрушительного по сво-им масштабам и ущербу наводнения появились сообщения о его разрушительном влиянии на пограничную инфраструктуру на пограничных реках Амур и Уссури.

Жалко разрушенные погранзаставы. Но они будут восстановлены. А вот смытые неукротимой во-дяной лавой пограничные знаки, острова, разрушенные берега уже требуют иного подхода к их восстановлению. Каждый пограничный столб имеет на карте свои координаты. Расстояние между российскими и китайским погранстолбами зафиксировано в документах как база для проведения линии границы на водной поверхности. А теперь выясняется, что нет, не только погранстолбов, но и тех мест (островов и части берегов), на которых они стояли.

Как видим, по осени приходится не только считать цыплят, а в первую очередь погранзнаки. Их утрата - верный путь к редермакации госграницы, а это процесс непростой. Беру на себя смелость утверждать, что сопредельная сторона своей выгоды не упустит. Это катастрофическое наводнение прекрасный повод для смещения линии границы в нашу сторону. Выявлено шесть серьёзно размытых участков.

Сейчас рано рассуждать о мерах по ликвидации всех последствий наводнения на погранреках, напомню только, что срок службы наших железобетонных погранстолбов был рассчитан на 20 лет. В недоброй памяти 1990-е годы мы погнались за дешевыми погранстолбами (см. фото № 5 - 6 и сравнивай), а теперь будем расплачиваться землями.

А.М. Филонов

Между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Поручить провести демаркацию российско-китайской государственной границы на ее западной части российской делегации и ее рабочему аппарату демаркационной комиссии (далее именуется российская делегация), образованным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. N 568-38 для осуществления демаркационных работ на восточной части российско-китайской границы, включив в состав указанной делегации Байбородина И.В., Соловьева А.П. (Федеральная пограничная служба Российской Федерации), Шебалина А.Ф., Евсиенкова Ю.А. (Министерство обороны Российской Федерации), Алцубаева А.Н. (Правительство Республики Алтай).

На весь период проведения работ по демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части распространить на российскую делегацию действие пунктов 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17 указанного постановления.

2. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации сообщить Китайской Стороне состав российской делегации и договориться о начале и порядке ее работы.

3. Утвердить прилагаемые директивы российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы.

4. Одобрить прилагаемый проект Положения о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы, предварительно согласованный с Китайской Стороной, разрешив вносить в указанный проект изменения, не имеющие принципиального характера, и поручить председателю российской делегации подписать его.

5. Разрешить российской делегации произвести на взаимной основе передачу китайской делегации в пределах российско-китайской государственной границы координат геодезических пунктов в системе координат 1942 года в полосе до 20 километров от демаркируемой линии границы.

6. Российской делегации провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

7. Поручить председателю российской делегации, его заместителям и членам подписать демаркационные документы с последующим их представлением на утверждение в Правительство Российской Федерации.

8. Возложить на Министерство иностранных дел Российской Федерации материально-техническое обеспечение российской делегации в переговорном процессе, а также оказание содействия в обеспечении авиа и железнодорожными билетами для поездок в служебные командировки в пределах Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

9. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации выполнение геодезических, топографических, картографических работ, подготовку и издание документов демаркации.

Расходы в рублях и иностранной валюте на выполнение указанных работ и расходы, изложенные в подпунктах "а" , "б" , "д" и "ж" пункта 10 и пункте 13 настоящего постановления, производить за счет сметы расходов, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации целевым назначением для Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации на выполнение демаркационных работ.

10. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации:

а) сформировать до 1 марта 1998 г. российскую часть совместной российско-китайской демаркационной рабочей группы (далее именуется - демаркационная рабочая группа), оснастив ее дополнительно к штатным средствам необходимыми материально-техническими, транспортными средствами и средствами связи, а также имуществом и инструментами.

Укомплектовать демаркационную рабочую группу переводчиками.

Определить порядок деятельности демаркационной рабочей группы, ее комплектование и материально-техническое обеспечение.

Министерству обороны Российской Федерации для комплектования указанной рабочей группы направить 7 офицеров, 1 прапорщика, 37 солдат и сержантов, 1 лицо из числа гражданского персонала, а Федеральной пограничной службе Российской Федерации - 3 офицеров, 1 прапорщика, 15 солдат и сержантов.

Все работы по демаркации границы выполнять в соответствии с планами и техническими требованиями, утвержденными демаркационной комиссией, а также по заявкам российской делегации в этой комиссии;

б) выделять по заявкам российской делегации самолеты, вертолеты и автотранспорт. Увеличить нормы расхода горюче-смазочных материалов для выделяемой в интересах демаркации автотракторной техники до 1,8 раза;

в) укомплектовать части, выделяющие военнослужащих в демаркационную рабочую группу, солдатами и сержантами до полной штатной численности на период проведения работ по демаркации;

г) обеспечить военнослужащих, участвующих в проведении работ по демаркации:

вещевым и другим имуществом, специальной одеждой по нормам снабжения, установленным для холодных районов;

продовольственными пайками по норме N 1, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 479-28 от 10 июля 1992 г., с учетом выдачи всем военнослужащим дополнительных продуктов, указанных в подпункте "в" примечания 2 к этой норме;

д) предоставлять военнослужащим и гражданскому персоналу из состава демаркационной рабочей группы при проведении рабочих встреч на территории Китайской Народной Республики валютные средства на командировочные расходы по установленным нормам за время их фактического пребывания на территории Китайской Народной Республики;

е) обеспечивать в период проведения работ по демаркации членов российской делегации и ее рабочего аппарата, экспертов, технический и гражданский персонал, а также представителей Правительства Республики Алтай в демаркационной рабочей группе питанием в установленном порядке за плату;

ж) предусматривать выделение демаркационной рабочей группе на проведение каждой совместной рабочей встречи с китайскими представителями денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации по два минимальных размера оплаты труда от каждого ведомства, установленных для районов, где производятся работы по демаркации;

з) обеспечивать вещевым имуществом военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, дислоцированных в районе производства демаркационных работ и привлекаемых к работам по демаркации границы, на период проведения этих работ по нормам обеспечения и срокам эксплуатации (носки), установленным для военнослужащих пограничных застав.

11. Сохранить за военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, привлекаемыми к работам по демаркации, на весь период проведения работ занимаемые должности по основному месту службы (работы) и денежное довольствие (заработную плату) по этим должностям по установленным законодательством нормам.

Повышенные должностные оклады и надбавки за службу (работу) в отдаленных (высокогорных) и с тяжелыми климатическими условиями местностях указанным лицам выплачивать в размерах, установленных законодательством для военнослужащих (гражданского персонала), проходящих службу (работающих) в соответствующих отдаленных (высокогорных) местностях с тяжелыми климатическими условиями, но не более, чем это установлено по месту выполнения работ.

12. Федеральной пограничной службе Российской Федерации обеспечить:

пропуск через государственную границу членов делегаций Сторон, демаркационной рабочей группы и экспертов Сторон, российского и китайского персонала, занятого на работах по демаркации, а также технических и иных необходимых для работы средств в соответствии с установленным порядком;

безопасность российского и китайского персонала, выполняющего работы в районе государственной границы на российской территории;

доставку до государственной границы пограничных знаков и их установку.

13. Федеральной авиационной службе России принимать меры по обеспечению приема воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих работы, связанные с демаркацией, включая аэродромно-техническое обслуживание, заправку и охрану, на основе последующих расчетов с соответствующими ведомствами, а также осуществлять размещение и питание экипажей за наличный расчет на аэродромах и посадочных площадках приграничных районов Республики Алтай и Алтайского края (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Алейск, Акташ, КошАгач, Усть-Кокса).

назначить представителя Кош-Агачского района для работы в демаркационной рабочей группе с правом участия в рабочих встречах демаркационной рабочей группы, в том числе и на территории Китайской Народной Республики, предусмотрев выделение на эти цели соответствующих средств в рублях и иностранной валюте в бюджете Республики Алтай;

выделить альпинистов поисково-спасательных отрядов для проведения инструкторско-методических занятий с личным составом демаркационной рабочей группы и для организации восхождений к месту установки пограничных знаков;

предоставлять при необходимости Китайской Стороне за плату вертолеты для доставки с китайской территории и обратно персонала, выполняющего демаркационные работы, оборудования, инструментов и имущества в район работы, а также оборудования, инструментов и имущества в район базирования демаркационной рабочей группы;

предоставлять Китайской Стороне за плату для выполнения демаркационных работ рабочую силу, материалы, а также вертолеты, вьючных лошадей с вьюковожатыми;

организовать периодическую доставку в район базирования демаркационной рабочей группы свежих овощей и фруктов для персонала, выполняющего демаркационные работы;

оказывать содействие демаркационной комиссии и демаркационной рабочей группе в предоставлении в случае необходимости жилых и служебных помещений, в организации рабочих встреч с представителями Китайской Стороны, а также в проведении протокольных и культурных мероприятий на российской территории.

15. Разрешить на период выполнения полевых работ по демаркации границы пребывание на российской территории персонала китайской части демаркационной рабочей группы.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации и на Федеральную пограничную службу Российской Федерации размещение китайского персонала на российской территории в полевом лагере, предоставление транспортных средств и медицинского обеспечения бесплатно с отнесением расходов за счет ассигнований по смете расходов на выполнение демаркационных работ, а обеспечение питанием наравне с офицерским составом и заправку китайского автотранспорта горючим за плату.

16. Разрешить пересечение государственной границы и посадку вертолетов Министерства обороны Китайской Народной Республики в светлое время суток на территории Российской Федерации в районе производства работ. Разрешить вертолетам Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной авиационной службы России пересечение государственной границы и посадку на территории Китайской Народной Республики для доставки геодезической аппаратуры и технического персонала, принимающего участие в демаркации границы в составе демаркационной рабочей группы, по взаимному согласованию и в установленном порядке.

Китайские вертолеты с экипажем в случае технической неисправности или при неблагоприятных метеорологических условиях могут с разрешения соответствующих компетентных органов оставаться на российской территории на ночь.

17. Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с российской делегацией выделить рабочие и запасные частоты КВ диапазона для радиосредств китайской части демаркационной рабочей группы, осуществляющей работы по демаркации границы на территории Российской Федерации.

18. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечивать первоочередной порядок таможенного оформления транспортных средств и имущества делегаций Сторон, а также перемещаемого через государственную границу между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой личного багажа членов указанных делегаций и привлекаемых к работе советников, экспертов и технического персонала.

19. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации оказывать содействие российской делегации в организации и проведении работы с китайской делегацией, в том числе в обеспечении поездок в районы, в которых проводятся работы по демаркации государственной границы.

20. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации предусматривать в проектах смет необходимые ассигнования в рублях и иностранной валюте на проведение всего комплекса демаркационных работ.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации необходимые средства на проведение комплекса демаркационных работ.

Директивы
российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

1. Установить и обозначить на местности согласованную линию государственной границы между Россией и Китаем, описанную в статье 2 Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года.

2. Руководствоваться Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года, положениями российского законодательства, касающимися государственной границы, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации;

исходить из того, что демаркация западного участка российско-китайской границы является составной частью всего процесса урегулирования пограничных вопросов с Китаем;

осуществлять свою деятельность под общим руководством главы совместной делегации правительств Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан на переговорах с Китаем по пограничным вопросам;

вести дело к завершению на современном техническом уровне демаркационных работ на западной части российско-китайской государственной границы в сжатые сроки и стремиться к тому, чтобы закончить демаркацию одновременно как на восточной, так и на западной частях государственной границы между Россией и Китаем;

проводить линию на экономию материальных и финансовых средств, осуществлять строгий контроль за их расходованием.

3. Разработать совместно с Китайской Стороной документы, определяющие порядок проведения демаркационных работ;

согласовать с Китайской Стороной количество, формы, размеры и порядок установки пограничных знаков;

определить точное положение линии водораздела на хребте Южный Алтай, принимаемой за линию российско-китайской государственной границы, обозначить ее пограничными знаками.

4. Провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан. В ходе переговоров руководствоваться заключенными соглашениями о государственных границах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации на стык государственных границ. Разработанные документы представить на утверждение в установленном порядке.

5. Передавать по согласованию сторон на переговорах по пограничным вопросам на рассмотрение глав правительственных делегаций вопросы, не решенные в рамках демаркационной комиссии.

6. Договориться с Китайской Стороной о формировании и порядке работы демаркационной рабочей группы. Во взаимодействии с командованием Сибирского военного и Забайкальского пограничного округов руководить демаркационной рабочей группой и контролировать качество выполняемых демаркационных работ.

7. Подготовить по итогам демаркационных работ протокол-описание прохождения линии российско-китайской государственной границы, карту в масштабе 1:50000 с изображением линии российско-китайской государственной границы на ее западной части, другие демаркационные документы и представить их на утверждение в установленном порядке.

Проект

Положение
о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года (далее именуется - Соглашение) Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики поручили проведение демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части ныне действующей Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии (далее именуется - демаркационная комиссия), выполняющей демаркацию российско-китайской государственной границы на ее восточной части.

Демаркационная комиссия руководствуется следующими положениями.

1. Состав демаркационной комиссии приведен в приложении к настоящему Положению. Стороны могут привлекать необходимое количество советников и экспертов.

2. Российская и китайская делегации в демаркационной комиссии осуществляют свою деятельность под руководством глав соответствующих правительственных делегаций на переговорах по пограничным вопросам. Председатели делегаций в демаркационной комиссии являются членами правительственных делегаций своих Сторон на переговорах по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия в соответствии с Соглашением определяет на местности прохождение линии российско-китайской государственной границы от западного стыка государственных границ России, Китая и Монголии до стыка государственных границ России, Китая и Казахстана.

2. В соответствии с положениями Соглашения демаркационная комиссия определяет задачи, принципы и методы работы по демаркации границы, вырабатывает план демаркационных работ и необходимые документы по их выполнению, а также обеспечивает выполнение работ, связанных с демаркацией границы, по согласованному плану.

3. Демаркационная комиссия формирует совместную демаркационную рабочую группу (далее именуется - демаркационная группа) для проведения на местности всего комплекса работ по демаркации границы, осуществляет контроль за работой демаркационной группы, рассматривает, проверяет и утверждает представленные демаркационной группой документы, разрешает вопросы, с которыми демаркационная группа обращается в демаркационную комиссию в процессе работы, контролирует точность установки пограничных знаков и нанесения линии государственной границы на карту.

1. Демаркационные работы осуществляются Сторонами, как правило, на паритетных началах. Каждая Сторона несет расходы самостоятельно. В отдельных случаях, если это вызвано необходимостью, вопросы, связанные с расходами на проведение работ по демаркации, будут дополнительно согласовываться между Сторонами.

2. Демаркация границы будет производиться на основе топографической карты масштаба 1:50000, созданной совместно Сторонами в период 1993-1995 годов.

3. Вопросы, которые возникли в ходе демаркационных работ и которые не могут быть разрешены демаркационной комиссией, по согласованию Сторон передаются на решение в правительственные делегации двух Сторон на переговоры по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия проводит переговоры поочередно на территории двух государств в столицах или других городах в районе границы.

2. Стороны председательствуют на переговорах поочередно. По итогам каждого раунда переговоров составляется протокол на русском и китайском языках в двух экземплярах, которые подписываются председателями делегаций Сторон или их заместителями; определяется также время, место и вопросы повестки дня следующего раунда переговоров.

Переговоры проводятся в форме пленарных заседаний демаркационной комиссии, встреч председателей делегаций, заседаний членов демаркационной комиссии или встреч экспертов.

3. Стороны проводят свои переговоры конфиденциально. Сообщения для печати о проведенном раунде переговоров демаркационной комиссии подлежат согласованию и публикуются одновременно.

4. Во время проведения переговоров демаркационной комиссии на территории другой Стороны принимающая Сторона создает необходимые условия для передачи и приема телеграмм и перевозки документов.

5. Расходы по командированию своих представителей на территорию другой Стороны для участия в переговорах несет направляющая Сторона. Принимающая Сторона обязана предоставить помещение для проведения переговоров и обеспечить транспортом.

1. Демаркационная комиссия в целях выполнения демаркационных работ разрабатывает следующие документы:

положение о Совместной российско-китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция Совместной российско-китайской демаркационной рабочей группе на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция по определению местоположения пограничных знаков на российско-китайской государственной границе на ее западной части;

правила упрощенного порядка пересечения российско-китайской государственной границы на ее западной части персоналом, выполняющим работы по демаркации, транспортными и техническими средствами в период демаркации на местности и работы на территории другой Стороны;

инструкция о порядке обозначения российско-китайской государственной границы на ее западной части пограничными знаками;

инструкция о порядке составления протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

инструкция по оформлению и изданию документов демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части.

2. Демаркационная комиссия по итогам демаркационных работ готовит следующие документы:

протокол-описание линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

карта в масштабе 1:50000 с изображением линии государственной границы и пограничных знаков, прилагаемую к протоколу-описанию;

протоколы пограничных знаков;

каталог координат и высот пограничных знаков;

заключительный протокол о работе демаркационной комиссии.

Официальные названия вышеуказанных документов Стороны согласуют дополнительно.

Официальными языками демаркационной комиссии являются русский и китайский.

Настоящее Положение вступает в силу в день его подписания.

Совершено в г. _____________ ___________199 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Председатель российской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии

Председатель китайской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии