Конспект занятия по развитию речи в детском саду. Средняя группа. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Короткие и длинные слова Конспект по развитию речи ср гр
в средней группе «Непоседы»
МБ ДОУ Детский сад №9 на тему «Заюшкина избушка»
Разработала: Казакова Дарья Витальевна
Проверила: Васильева Алена Сергеевна
__________________________
Новокузнецк, 2017
Конспект занятия по развитию речи
Дата проведения: 13.02.17
Тема: «Заюшкина избушка»
Вид деятельности: «Коммуникативная»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Связная речь»
Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Задачи:
1. Образовательные:
2.Развивающие:
3.Воспитательные:
Оборудование: Компьютер, игрушка лисы, декорации (деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка (для профилактики плоскостопия), канат, скамья, мнемотаблицы
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Наблюдения в природе
Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»
Пение песен про животных
Рассматривание книг про животных
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных
Чтение потешек «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»
Работа с мнемотаблицами.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Ребята, вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Знаете куда? В сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки (идём по коррекционной дорожке, между деревьев).А вот и волшебная река течёт представьте, пройдём по мосту (по скамье), а теперь по узкой тропинке (приставным шагом)Вот мы и в лесу.(звучит фонограмма «Звуки леса»), послушайте, как птицы поют.
2.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ой, смотрите, кто-то спрятался за ёлкой. (из-за ёлки виднеется лисий хвост)Чей это хвост? (лисий) Как вы догадались, что это лиса? (у неё длинный, пушистый, рыжий хвост)
Лиса: здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали. Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют? (лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса - всему лесу краса)А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был бы хвост?(заячий), а если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост?(беличий)
Лиса: я такая красивая, а кто меня сможет описать?
Поисковый этап
Воспитатель из коробочки достает атрибуты из сказки и дети должны угадать.
Вот и герои нашей сказки, которую мы должны с вами вспомнить. Какая это сказка?
3.Беседа
А теперь, ребята, присаживаемся на пенёчки (стульчики) и давайте попытаемся описать нашу гостью.(беседа проводится с более слабыми детьми, а сильные дополняют)
Федя, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)
Хорошо Дима Березиков, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)
Молодец, а Сережа расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)
Егор, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)
Молодец, Коля, а есть у лисы враги? Кто?
Воспитатель: лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.
(Один ребёнок рассказывает)
Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост - пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест: кур, мышей.
Лиса: а вы только обо мне умеете рассказывать?
Воспитатель: нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.
Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Рукавичка.)
Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)
4. Игра с загадками.
Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
Слайд программа.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
(Слайд с зайцем в природе).
А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха, детёныши –зайчата, папа – заяц)
2) Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.(медведь)
Что делает на картине медведь? (Медведь ловит рыбу)
3)
Посмотрите по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке гребешок.
Кто же это?(петушок)
Назовите всю его семью.
4) В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор -
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (Собака)
Как называют детёнышей собаки?
Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)
5. Физминутка.
Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?
Тогда встаем в круг.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели
6. Моделирование сказки.
Вот мы немного отдохнули, а сейчас, лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя. (присаживайтесь за столы)
На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.
У вас лежат листики. Какие геометрические фигуры нарисованы?
Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Соня, расскажи, как можно начать сказку?
Правильно, а теперь нарисуй лисичку, что отличает лису от других животных?
Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?
Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
А что отличает собаку в нашей сказке?
Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.
Стеша, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?
Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
Продолжит сказку Дима Потехин.
Дима, а что есть у петушка особенного?
Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
Какими словами можно закончить сказку?
7. Подведение итогов.
Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка» А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)
Лиса: я всё поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.
Ну а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса!
Используемая литература:
1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.
2. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Гербова В.В.
Самоанализ занятия в средней группе группе.
В группе 23 человека, которые посещают дет.сад третий год год. Все дети - физически развиты. Преобладающее настроение у большинства детей весёлое. Период адаптации закончился у всех детей. По утрам дети с желанием идут в детский сад.
Дети в основном спокойны, сдержанны, хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Есть дети упрямые, обидчивые, но эти черты легко исчезают в ходе игры со сверстниками.
Контакт у некоторых детей избирательный, эти дети проявляют симпатии к одному - двум детям из всей группы.
Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, все могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Речь стала более развитой, благодаря проводимой кружковой работе «Потешки» и «Пальчиковые игры» . Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.
Занятия проводятся по подгруппам. Разделение по подгруппам проведено по принципу индивидуальных особенностей детей, в группе есть гиперактивные дети, их распределили в разные подгруппы.
Степень сложности проведённого занятия высокая, т. к. у всех детей освоение программы на среднем и высоком уровне.
Цель : формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
4. Задачи :
1. Образовательные:
учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
2.Развивающие:
развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
3.Воспитательные:
воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным.
Игровые методы и приё мы :
Сюрпризность, эмоциональность.
Создание игровых ситуаций.
Дидактические и подвижные игры.
Словесные методы и приё мы :
Разговор, беседа.
Рассказывание стихов.
Рассматривание картинок.
Подсказывание нужного слова.
Напоминание, пояснение.
Использование художественного слова.
Вопросы.
Практические методы и приё мы :
Совместные действия воспитателя с ребёнком.
Упражнения.
Выполнение поручений.
Наглядные методы и приё мы :
Показ предметов и игрушек.
Приближение объекта к детям.
Задание детям, вопросы.
Включение предметов в деятельность детей.
Активное действие детей.
Выполнение игровых действий.
В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу.
Были использованы названные методы и приёмы.
Удачные моменты :
Поставленные цели и задачи были решены.
Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Неудачи :
Занятия затянулось по времени, но дети не устали, т. к. были использованы различные методы и приёмы, чередовались различные виды деятельности.
Программные задачи:
— формировать умение правильно произносить звук [ц], упражнять в отчётливом произношении звуков [с], [з] изолированно, в слоге, в словах, в нахождении слов со звуками [с], [з] во фразовой речи, в умении образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
— развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность; , прилагательными и глаголами; совершенствовать умение поддерживать диалог, .
Кошка царапка
Материал и оборудование: магнитная доска, магниты, шкатулка, письмо, карточки с изображениями синички, цыплят, кошки, по количеству детей - сюжетные карточки.
Ход занятия
Дети становятся в круг.
В . Ребята, возьмитесь за руки и дружно улыбнитесь друг другу.
Улыбки сделали нас радостными. Давайте скажем, какие мы ещё? (Весёлые, добрые, ласковые, умные, красивые, нежные.)
Молодцы! Ребята, а чем вы любите заниматься? (Петь, танцевать, рисовать, играть.) Любите играть - давайте поиграем.
Игра «Составь предложение»
Дети рассматривают шкатулку с сюжетными карточками, затем по очереди достают по одной и рассказывают о том, что на них изображено. Например, девочка подметает пол, мальчик катается на качелях и т.п.
В. Молодцы, ребята, вы рассказали о том, что увидели ваши глаза. А что нам с вами помогает говорить? (Язычок.) Верно, язычок ещё умеет петь. Давайте вспомним, как язычок поёт песенку воды: с-с-с. Сейчас споём вместе. (С-с-с, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Теперь давайте вспомним песенку комара: з-з-з. Споём её все вместе. (З-з-з, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.)
Молодцы! Ребята, нам сегодня пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (читает):
«Здравствуйте, ребята! Это я - Весёлый Язычок. Помогите мне, пожалуйста, отыскать песенки воды и комара, которые спрятались в предложениях».
Поможем Весёлому Язычку? (Да.) Послушайте предложения и скажите, чья песенка спряталась в них. (Читает предложение: «Спит гусёнок сладким сном у гусыни под крылом», интонационно выделяя звук [с], затем предложение: «Заболели зубы у зайки Бубы», выделяя звук [з], дети отвечают.)
Молодцы, ребята! Вы правильно отыскали песенки воды и комара. Весёлый Язычок в письме просит познакомить вас с ещё одной песенкой. Послушайте: ц-ц-ц. Помогите мне негромко спеть её. (Ц-ц-ц, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Эта песенка хорошо слышна, когда поёт синичка: цинь-цинь-цинь. Давайте вместе споём.
(Цинь-цинь-цинь, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А вот и синичка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением синички.) Весело распевает синичка. Услышали её песню цыплята, выглядывают, а выйти не решаются. Позовите их: цып-цып-цып. (Цып-цып-цып.) Не идут. Позови цыплят, Вика (Саша, Артём). (Индивидуальные ответы детей.)
Девочки, позовите цыплят. (Ответы девочек.) Мальчики, позовите цыплят. (Ответы мальчиков.) Давайте вместе позовём. (Цып-цып-цып.) Вышли цыплята. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением цыплят.) Цыплята какие? (Маленькие, пушистые, жёлтые.)
Игра «Ты - моя частичка»
В. Я начну, а вы продолжите. Я - цыплёнок, а ты - моя частичка. Ты кто? Скажи ласково. (Пёрышко, клювик, глазик, лапка.)
Теперь вы - маленькие цыплята, я вас зову: цып-цып-цып.
Физкультминутка «Цыплята »
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Цыплята побежали,
Зёрнышки отыскали.
Поклевали, поклевали,
Опять побежали.
Червячка поймали,
Поклевали, поклевали,
Опять побежали.
Корытце с водицей увидели,
Подбежали, наклонились,
Набрали воды, напились.
Ещё наклонились, набрали воды,
Напились, клювом потрясли,
Пёрышки почистили и домой пошли.
В. Вышли цыплята посмотреть на синичку, и их заметила кошка Царапка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением кошки.) Как зовут кошку? (Царапка.) Царапка говорит: «Сейчас я цыплят цап-цап-цап». Что сказала Царапка? (Индивидуальные ответы 2-3 детей.)
Вика, погрози кошке пальцем и скажи строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответ девочки, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А теперь вместе погрозим кошке и скажем строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответы детей.) Ушла Царапка, испугалась нас. И цыплята убежали. Только синичка продолжает петь. Как поёт синичка? (Цинь-цинь-цинь.)
Вам понравилась история про кошку Царапку? (Да.) Давайте вспомним её вместе, я начну, а вы продолжите. Весело распевает… (синичка). Песенку синички услышали… (цыплята). Вышли цыплята посмотреть на… (синичку), и их заметила… (кошка). Кошку звали… (Царапка). Царапка сказала:… (сейчас я цыплят цап-цап-цап). Кого испугалась Царапка? (Нас.) Кого мы спасли от кошки Царапки? (Цыплят.) Какую песенку научился петь ваш язычок? (Ц-ц-ц.)
Замечательно, что ваши язычки умеют петь разные песенки, а вы умеете внимательно слушать друг друга. Молодцы! Теперь давайте возьмёмся за руки и вместе скажем: «Спасибо!».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с
использованием ИКТ.
В гости к сказке «Три медведя»
Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
1. Образовательные:
Закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
Учить детей воспринимать изображения на экране;
2. Развивающие:
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм. -Расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.)
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному -Предварительная работа: чтение русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативная»,
«Познавательная»,
«Речевое»,
«Художественно- эстетическое»,
«Физическое развитие»
Оборудование: ноутбук, следы медведя вырезанные из бумаги, пазл с Машенькой, дидактические картинки «Посуда и Мебель», сюжетные картинки по сказке.
Организация детей:
Ребята, а вы любите сказки?
Хотите отправиться в гости к сказке?
Давайте возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова.
1,2,3, вкруг себя повернись и в сказке очутись!
Тише, тише не шумите,
Сказку нашу не спугните,
Здесь бывают чудеса
Где же спряталась она?
Ход занятия.
Ребята, вот мы с вами, и пришли в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем.
Посмотрите там в далеке на опушке чья то спряталась избушка. (1 слайд «Избушка»)
(На экране появляется картинка избушки).
Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы?
(Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает:
Почему вы думаете, что это следы медведя? (большие)
Давайте осторожно пройдем по этим следам и тихонько сядем на стульчики. (Дети наступают на «следы», проходят и садятся на стульчики.)
Вот мы и возле избушки. Как вы думаете кто здесь живет?(ответы детей)
А кто же на самом деле живет в избушке (слайд 2» Медведь»)
Вы правильно угадали здесь живет медведь, и следы тоже были медвежьи.
А зовут его Михайло Потапыч.
Но живет Михайло Потапыч не один, а со своей семьей
А кто еще в семье у Михайла Потапыча?. . (3 слайд «Семья 3 медведя»)
Догадались, из какой сказки медведи?
Ребятки, а скажите мне почему мишек называют косолапыми?
(ответы детей неуклюжий, ходит переваливаясь ставя носки внутрь.)
Ребята, а чем питаются медведи? (Варианты ответов детей) .(4 слайд «Пища медведей (мед. Малина)»)
А теперь мы посмотрим, что еще едят медведи. (5 слайд « Пища о которой дете еще не знают(мясо, рыба, грибы, орехи)»)
Однажды, медведи пошли в лес.
Покажите, как ходят мишки. (Дети встают и движениями имитируют походку медведей.)
А в то время пока мишек не было дома к ним кто-то пришёл.
А то к ним пришёл давайте узнаем собрав пазл (На столе нужно собрать пазл с изображением Машеньки).
Ребята, что делала Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей).
Давайте поможем Маше собрать всю посуду и всю мебель. (Дети сортируют картинки по двум группам: «Мебель» и «Посуда».)
Назовите какая посуда у медведей в избе, какая мебель.
Ребята вы молодцы справились с заданием, а самое главное мы помогли Машеньки, а теперь давайте пройдем и сядим на свои стульчики.
(слайд 6 «изображения стульчиков по величине»)
Ребята, а давайте вспомним где больше всего понравилось сидеть Маше?
У Мишутки стульчик маленький, а у Михайла Потапыча - (Большой.)
(слайд 7изображение «кроватей-широкая, узкая, низкая, высокая»)
У Мишутки кровать низкая, а у Михайла Потапыча - (Высокая.)
Из какой чашки ел Мишутка? Давайте узнаем.
(слайд 8 на экране: детям необходимо соединить фигурки медведей с чашками разного размера)
Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнем вместе с Машей.
Физ. минутка для глаз.
Ела Маша и пила,
На кроватку прилегла.
И уснула сладким сном
Тише, тише, не шумите,
Машу вы не разбудите.
Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.)
Увидела медведей - испугалась. (Мимикой и движениями показывают испуг.)
Вот мы и прошли с вами до конца сказки вместе с Машенькой.
Ребята, все картинки из этой сказки перепутались. Давайте поставим их на свои места. (Дети на полу распределяют сюжетные картинки по порядку.)
Постарались вы ребята,
Верю, сказка очень рада.
В путь пора нам собираться
И со сказкою прощаться.
Давайте встанем в круг
1-2-3, повернись, в нашей группе очутись!
Вам понравилось сегодня в сказке?
А в какой сказке мы сегодня побывали? Что делали?
Что понравилось больше всего?
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Воспитатель: Таран Ирина Андреевна
Дата проведения: 22.10.2015г.
Место проведения : МДОУ д/с «Сказка» п. Спирово
Группа: Средняя
Форма НОД : занятие с использованием ИКТ
Форма организации: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
Познавательное;
Речевое;
Социально-коммуникативное;
Художественно-эстетическое;
Физическое развитие;
Тема: Путешествие по сказке «Три медведя»
Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному творчеству.
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»;отвечать на вопросы по ее содержанию;
Закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
Учить детей воспринимать изображение на экране;
Обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
2. Развивающие:
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; выразительность и темп речи, силу голоса;
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм.
Расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.)
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.
Оборудование: ноутбук, следы медведя вырезанные из бумаги, пазл с Машенькой, дидактические картинки «Посуда и Мебель», сюжетные картинки по сказке.
План НОД
- Мотивация детей на встречу со сказкой.
- Закрепление и обобщение знаний детей о медведях
- Повторение содержания сказки «Три медведя»
Этапы деятельности
- 1. Вводно-организационный.
Цель : создать положительную обстановку, настроить детей на совместную работу.
- 2. Подготовительный
Цель: Повторять и углублять знания детей о медведях.
- 3. Мотивационно-побудительный
Цель: включить детей в действие, вовлечь в совместную деятельность.
- 4. Актуализация знаний.
Цель: проверка, закрепление и обобщение знаний детей о сказке.
- 5. Рефлексивно-оценочный.
Цель: инициировать общее обсуждение знаний.
Соколова Елена Николаевна
Воспитатель, МБДОУ Дс № 22, Волгоградская обл. г.Камышин
Соколова Е.Н. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» // Совушка. 2016. N4(6)..02.2020).
Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Обогащать словарный запас детей. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Ход занятия:
Здравствуйте!
Ребята, сядьте поудобнее расправьте плечики и послушайте меня внимательно. Отгадайте, о чем моя загадка?
Если б не было его?
Не сказали б ничего (язык)
О чем идет речь в загадке? (о языке)
Для чего нужен язык человеку? (чтобы говорить)
Где всегда находится? (во рту)
Покажите свои язычки. Как они работают? (двигаются) Что делает, когда мы молчим? (спит)
Послушайте сказку о веселом язычке. «Жил на свете язычок-вот какой» (дети показывают). Жил он в домике, который называется рот. В домике были двери — это губы. Покажите, где эти двери (дети размыкают губы). Язычок любил сидеть на окошке и поглядывать по сторонам вправо, влево, вверх, вниз (дети двигают свои язычки). А больше всего наш язычок любил сидеть на подоконнике и рассказывать веселые стихотворения. Вот одно из них послушайте:
Жил был Шум.
Ел Шум: хрум, хрум.
Спал так: храп, храп.
Ел суп: хлюп, хлюп.
Шел Шум: бум, бум.
Как ел Шум? Как ел?
Как спал Шум? Как шел Шум?
А теперь вместе с нашим язычком расскажем это стихотворение, меняя тембр голоса.
Поиграли с язычком. А теперь встанем и вытянем руки. Посмотрите, руки у нас какие? (умелые, сильные, ловкие...)
Что умеют наши руки? (рисовать, лепить, копать...)
В этом помогают нам наши пальчики.
Сколько пальцев на правой руке? (5)
Сколько на левой? (5)
Сколько всего пальцев на обеих руках (10).
Раз, два, три, четыре, пять,
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
Поднимаем кисти обеих рук вверх, широко раздвинув пальцы.
Поочередно сгибаем их в кулачок, начиная с большого.
Тише, тише, не шумите
Наши пальцы не будите
Птички станут щебетать
Будут пальчики вставать.
Ребята, садитесь на стульчики и посчитаем пальчики по-другому:
Один палец
Два пальца и т.д.
Сколько пальцев? (десять)
Пальцы спрятались, и не стало чего? (пальцев)
Ну вот, наши пальчики поиграли. А теперь поиграем мы с вами. Мои пальчики нашли для вас очень интересные картинки животных (на столе разложены картинки с изображением диких и домашних животных.
Как назвать всех, кто здесь представлен, одним словом? (животные)
Какие животные? (дикие и домашние)
Ребята, а вот фигурки этих животных, давайте их разместим по среде их обитания (на столе домик и лес, дети называют и раскладывают животных к домику и лесу) звучит спокойная музыка.
А сейчас я загадаю вам загадку об одном животном:
Рыжая, пушистая, хитрая. Следы на снегу заметает? (лиса)
А теперь вы выберите о ком вы хотите загадать загадку и расскажите, (дети составляют описательные рассказы)
Молодцы, ребята, а теперь изобразите мимикой и движениями любимых животных.
Театрализованная игра «Узнай, кто я?»
Молодцы, очень хорошо у вас получилось. А сейчас возьмитесь за руки, встаньте в круг. Давайте вспомним с вами ласковые слова и назовем друг друга ласково (Сашенька, Димочка). На этом наше занятие заканчивается. Чем мы с вами сегодня занимались?
Программное содержание:
— Коррекция и развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики; развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
— Формировать представление дошкольников о домашних птицах: внешних особенностях, их привычках, образе жизни, пользе, которую приносят людям. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Формировать обобщающее понятие: домашние птицы.
— Формирование интереса к живой природе, доброжелательности и любви к птицам;
— Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
— Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных в уменьшительно-ласкательных формах, упражнять в употреблении слов-антонимов, продолжать учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом а;
Оборудование: корректурные таблицы (по количеству детей), предметные картинки, перышко, карандаши, задача к игре «Помоги птицам».
Ход занятия в средней группе
Сюрпризный момент.
Дети находят в группе перышко.
I. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
(учить детей подбирать слова-антонимы)
Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.
— Посмотрите, что это? (Перо)
— Оно черное? — …. (оно белое)
— Оно большое? — … (оно маленькое)
— Оно длинное? — … (оно короткое)
— Оно тяжелое? — … (оно легкое)
— Оно грязное? — … (оно чистое)
Это перышко не простое, оно волшебное:
Стоит на него подуть
И оно покажет путь —
В какую сторону идти,
Чтобы хозяина найти.
Воспитатель. — Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)
II. Основная часть.
1) «Скажи и покажи»
Воспитатель. — Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).
Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.
Загадки о домашних птицах для дошкольников
Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! — кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко.. (Курица)
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплята)
Он — не всадник, а со шпорами,
Его одежда — с узорами.
Время он знает, как и люди,
Сам — не сторож, а всех будит. (Петух)
И шипит он, и гогочет —
Говорит, что укусить хочет…. (Гусь)
У нее ноги — как ласты,
Клюв плоский, красный,
— Кря-кря-кря, — плывет по реке,
Ест зерно и щиплет травку … (Утка)
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля
2) «Отвечай быстро называй»
(Работа с корр. таблицей).
— Сколько лап у индюка?
— Сколько гребешков у курицы?
— Сколько копыт у петуха?
— Сколько у гуся хвостов?
— У кого есть бородка?
— Сколько крыльев у утки?
— У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)
— Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)
3) «Скажи ласково»
(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).
Цыпленок, а ласково цыпленочек.
Петух, а ласково петушок.
Утка, а ласково уточка.
Гусь, а ласково гусачок.
4) Физкультминутка.
5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.
(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)
Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?
— Что общего у кошки и курицы?
— Чем они отличаются? («Кошка — животное, а курица — птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы — две.» и т. д.)
6) Проблемный вопрос
— Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?
— Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?
— А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)
7) Пальчиковая гимнастика
Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)
Вела своих детенышей:
Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)
Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)
Подкрались два лисенка,
Потащили в лес утенка … (делают руками движения, будто что-то хватают)
8) «Помоги птицам»
— Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)
III. Итог. Рефлексия
Что интересного вы узнали сегодня?
Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?