Как учить буквы с ребенком 3 лет. Как и когда можно начинать учить ребенка алфавиту. В каком возрасте можно начинать обучение

Как выучить с ребенком буквы

Приветствую вас, друзья! Сегодня расскажу, ! Ведь всем известно, что детки намного легче, быстрее и охотнее запоминают информацию, если ее предоставить в виде игры. Так давайте же этим воспользуемся и научим малышей буквам!

Читайте далее и узнаете, как мы с ребенком (Леней) легко и быстро выучили буквы играя, теперь же этим способом буквам учиться дочка. Не забывайте о том, что во время обучения ребенка буквам необходимо называть звуки (б, в, г), а не название букв (бэ, вэ, гэ).

Как легко выучить с ребенком буквы (игры)

  1. Пишем буквы. Для того, чтобы выучить буквы можно их писать разнообразными способами:
    карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
    можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
    мелом на улице во время прогулок
    мелом или специальными маркерами на мольберте
    вырисовываем буквы с помощью палочки на песке
    вооружаемся водным пистолетом и пишем мокрые буквы на тротуаре
    рисуем буквы пальцами в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
    пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты или папиной пеной для бритья
    Такой метод написания буквы малыш оценит и с удовольствием примет активное участие в написании, ведь это так интересно и весело.

  2. Лепим буквы. Чтобы малыш запомнил буквы их можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста. Кстати, игры с лепкой положительно влияют на мелкую моторику рук малыша и речь
  3. Разукрашиваем буквы. Для деток постарше можно распечатать буквы на листе формата А4 и предложить раскрасить. Деткам помладше будет сложно разукрасить буквы, не выходя за линию. Так что для малышей можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ему больше нравится. Обучение буквам превращается в увлекательную игру. Так незаметно для себя ребенок быстро и легко выучит все буквы алфавита

  4. Аппликация. Многие детки любят данный вид творчества, мои так всегда пищат от удовольствия, когда предлагаю сделать аппликацию. При изучении букв мы, конечно, аппликацию включили в наши занятия. Для разнообразия можно делать аппликацию не только из цветной бумаги, но и из макаронных изделий, круп, ракушек, камушков песка, выкладывая ими буквы.
  5. Журналы. Если у вас в квартире давно лежит стопка старых журналов и вы не знаете, что с ними делать – вроде бы не нужны, но выкинуть жалко, воспользуйтесь ими при изучении букв. Вместе с ребенком листайте журналы, находите самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. Из вырезанных буквы можно попробовать складывать простые слова «папа», «мама», «кот», «киса», имя ребенка. Сколько радости это доставит ребенку – ведь он сам смог составить слово из букв.
  6. Говорящая азбука. В ассортименте магазинов много говорящих азбук, как книжками, так и плакатами. Мы остановили свой выбор на плакате, который повесили на дверь на уровне роста ребенка, чтобы дочка смогла в любой момент понажимать на кнопки. При выборе Говорящей азбуки обязательно обращайте внимание, чтобы она произносила не называние букв (бэ, вэ, гэ), а именно звуки (б, в, г). Иначе потом придется переучивать ребенка, когда придет время учить читать. При обучении буквам ребенка с помощью азбуки можно поиграть в такую игру – мама или папа называют буквы, а ребенок ее ищет на плакате Наша говорящая азбука помимо букв еще имеет две функции: рассказывает скороговорки, что очень нравится Лене и многие скороговорки он уже выучил. Вторая функция — озвучивает названия предметов, которые изображены возле определенной буквы. Эта функция нравится дочке, и некоторые слова, которые произносит азбука, она выучила. К примеру, я всегда, надевая на дочку шапку озвучиваю свои действия, говорю, что надели шапочку. Раньше Настюшка ее называла «кап», послушав Азбуку, стала шапку называть «шляпа» и не переубедишь)))
  7. Компьютер. Если честно я не особо приветствую в столь маленьком возрасте сидение ребенка за компьютером/планшетом/телефоном/телевизором, т.к.от этого портятся глазки, да и обучаться малышу намного полезнее и интереснее с мамой! Так что к этому способу мы прибегаем крайне редко. Для того, чтобы научить ребенка буквам при помощь компьютера можно, конечно, воспользоваться разнообразными обучающими играми. А можно поступить проще – открыть программу Word, которая есть на каждом компьютере. Установить шрифт 60 и какой-нибудь яркий цвет, например, синий или красный. Нажимаем на буквы и произносим ее. Далее малыш может сам нажимать на клавиши, а вы озвучивайте, что это за звук.
  8. Ассоциации. Для деток постарше (4-5 лет) интересно изучать буквы с помощью ассоциаций. Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т.д. Подключив фантазию для каждой буквы можно найти ассоциацию.
  9. Контуры букв. Можно предложить малышу обводить пальчиком контуры букв. Для этих целей можно приобрести специальную азбуку, у которой различная поверхность букв. Либо можно попробовать сделать такую азбуку самостоятельно. Если вы решили остановиться на втором методе, то нарисуйте буквы и сделайте различные текстуры: одну шершавую (к примеру, при помощи манки), другую мягкую (используйте мягкую ткань), третью выпуклую, четвертую гладкую, колючую, бархатную, пористую, из пенопласта и т.д. Можно повторять текстуры. Но чем больше разнообразия, тем лучше. После того, как все буквы будут готовы – приклейте их на картон. Когда алфавит будет готов – позовите малыша, возьмите его пальчик, обводите им буквы и называйте их.

Надеюсь, наши игры для обучения ребенка буквам вам понравятся, и вы с удовольствием будете учить буквы с помощью веселых, интересных игр!

Знание букв поможет вашему малышу составлять слоги и предложения, научиться читать и писать. Как заинтересовать ребенка и с какого возраста начать? Поговорим об этом в нашей статье.

Как научить ребенка буквам – игровые методики с малышами от двух до 4 лет

Знакомиться с буквами можно начинать с двух-трех лет. Но непоседливые ученики не могут надолго сосредоточить свое внимание, они быстро устают и начинают отвлекаться. Чтобы малыш с интересом познавал неизвестную для него страну грамоты, его нужно завлечь играя. От родителей потребуется проявить немного фантазии, терпения и позитивных эмоций.

Дом для букв

Интересная идея пришла к нам с Запада. Дом для алфавита можно сшить из фетра, нарисовать на ватмане либо склеить из картона. Цель игры – создать у ребенка ассоциацию с каждой буквой, путем распределения зверушек по их первой букве, например: аист под А, бегемот под Б и т.д. Детки с удовольствием поддержат идею одарить каждого животного своим кармашком!

  • При первом знакомстве с буквой не акцентируйте внимание ребенка на запоминании ее правильного названия, это понадобится ему позднее, при изучении последовательности букв в алфавите.
  • Не учите малыша, что это буква “Эм” или тем более “Мэ”. Скажите, что это буква умеет разговаривать и может произносить только звук “М” или например “С”.

Окружите малыша буквами везде – рассказывайте про них сказки, учите легкие стишки, смотрите обучающие мультики.

Говорящая азбука

Познакомит ваше чадо с алфавитом простая занимательная игра. Повесьте говорящий плакат на стену или на дверь так, чтобы ребенок мог с легкостью до него дотягиваться и нажимать на кнопки.


Кубики

В юном возрасте из таких кубиков можно строить башни, дома, гаражи и ненавязчиво проговаривать малышу название букв, изображенных на каждой стороне. С ребенком постарше из них можно составлять слова и слоги.

  • Если приобрести кубики с изображением букв, фруктов и разных животных, получится настоящий урок. Для этого рядом ставят 2 разных кубика, например с коровой и буквой К, и часто-часто повторяют их название. Со временем, ребенок сам будет расставлять животных, рядом с их буквами.

Занятия желательно проводить в одно и то же время, уделяя не более 10-15 минут.


Чтение

Подберите для вашего малыша интересную, красочную, увлекательную книгу для изучения букв. Чтобы ребенок не потерял к ней интерес, уделяйте чтению не более 15-20 минут в день.


Как научить ребенка буквам с 4 лет

Ребенок в 4 года становится более усидчивым, внимательным и быстрее запоминает информацию. Занятия в этом возрасте проводятся так же в игровой форме, но несут в себе более смысловую нагрузку.

Пишем буквы

Одновременно с изучением произношения, развивайте письменные навыки различными вариантами:

  • На листике бумаги при помощи фломастера, ручки, карандаша, цветных восковых мелков.
  • Прорисовывайте контуры букв пальчиковыми красками или густой гуашью.
  • На прогулке выкладывайте символы из камешков или веточек.
  • Когда малыш будет купаться, дайте ему в руки зубную пасту или пену для бритья.

Малыш оценит такие методы по достоинству – ведь это так забавно и интересно! Закрепить результат вам помогут магнитные буквы, крепящиеся на холодильник или магнитную доску.


Лепим

Лепка способствует развитию речи, логического мышления и памяти малыша. Создавайте буквы из цветного пластилина, съедобного соленого теста или обычной глины. Готовые фигуры можно украсить цветочками или кружочками. Можно создать с юным мастером свой алфавит и по нему продолжить изучение азбуки, так будет даже интереснее.


Вырезаем

Если у вас дома имеется стопка ненужных глянцевых журналов – отдайте их своему чаду для изучения грамоты! Вместе с малышом полистайте страницы и отыщите самые большие и красивые буквы, после чего аккуратно вырежьте. Из них даже можно попробовать составить первые короткие слова – баба, кот, дед, мама, папа. Радости и счастья вы увидите море – ведь малыш сам собрал целое слово!


Когда ребенку исполнится 5-6 лет можно переходить к более серьезному чтению и написанию. Купите ребенку интересные прописи, настоящий букварь и занимайтесь как можно дольше. Результат не заставит вас долго ждать, при грамотном спокойном подходе, ваш ученик уже совсем скоро расскажет вам весь алфавит!

Все мы разные. Мы по-разному воспринимаем и решаем проблемы, влюбляемся и любим, по-разному мы и воспитываем детей. Почему у одних родителей дети в 5 лет читают свободно, а у других в 7 даже букв не знают? Кто виноват – дети или родители? Как научить ребенка читать?

Методы обучения

Родителей можно разделить условно на 3 категории:

  • первая – занимаются с детьми, чтобы похвастаться их успехами перед окружающими;
  • вторая – задумываются, как с ребенком выучить буквы, перед тем, как отдать в школу.

Третья категория родителей вряд ли себе признается в желании пораньше с малышом выучить алфавит, но делают они это, чтобы «развязать себе руки» . Что будет читать малыш – книжки или комиксы на сайтах компьютера – неважно, главное – он будет занят.

Конечно, классификация для родителей больше шуточная, но с проблемой, как научить ребенка читать и помочь выучить буквы, приходится сталкивать практически всем папам и мамам. Как быстро выучить буквы с ребенком и сделать так, чтобы занятия приносили ему радость?

Если подносить информацию в игровой форме, малышу будет проще запомнить названия символов.

Помощь электроники

Если раньше для обучения использовали кубики с обозначениями – ребенку показывали картинки и называли звуки, то теперь быстро научить ребенка произносить звуки поможет «Говорящая азбука» .

Эта игра представляет собой таблицу из букв, но имеет несколько вариантов.

Можно изучать азбуку с помощью компьютера – обучающих программ достаточно, но если задумываешься, как выучить буквы с ребенком 3 лет, за компьютер лучше его не сажать. Сетчатка глаз недостаточно развита, и мерцание экрана отрицательно скажется на состоянии зрительного аппарата.

Лепка или раскраска

Можно с раннего возраста привить малышу желание выучить азбуку, если читать ему книжки. Разумеется, он и сам захочет узнать, что там написано.

Маленьким детям будет интересно запоминать буквы, если они будут символы лепить или закрашивать – ребенок до 5 лет еще не в состоянии писать четко, у него еще недостаточно развита моторика.

Родители вырезают символы из бумаги и предлагают их закрасить, или вместе лепят из пластилина или керамической глины – в дальнейшем весь этот «материал» пригодиться для составления слогов. Дополнительный бонус – развитие мелкой моторики.

Ассоциации

Названия букв запоминают после ассоциаций:

  • домик – Д;
  • бублик – О;
  • крестик – Х.

Этот способ не очень удобный.

Кстати, в учебных пособиях для младшеклассников и ассоциации различаются: авторы могут назвать сломанной лесенкой А или Е.

Аппликации

Мелкую моторику развивает и аппликация, этот способ подходит для обучения детей от 5 лет – они уже должны освоить работу с ножницами. Родителям предстоит помочь детям рисовать буквы на цветной бумаге, а вырезать их аккуратно они должны сами.

Буквы также можно находить в старых журналах, вырезать, составлять сначала слоги, затем слова.

Навыки письма

Как выучить буквы с ребенком 6 лет?

Дошкольников можно уже учить писать. «Классические» уроки не приветствуются – это скучно и быстро надоест. Есть еще один минус самостоятельных занятий – детей учат писать с помощью определенных педагогических приемов для формирования разборчивого почерка. То есть малыш должен сначала освоить палочки и петельки, а потом уже буквенные обозначения.

Цель же – обучить названию букв. Поэтому их даже не пишут – рисуют: фломастером, мелом, красками – на асфальте, альбомных листах, пальцем на песке пляжа.

Все, что ребенок изобразил – родители четко проговаривают.

Методика обучения

Не следует сразу заставлять малыша запоминать весь алфавит. Достаточно сначала выучить несколько более часто употребляемых букв, а потом составлять из них слова – иначе будет неинтересно играть. Наиболее часто используются М, А, У, С, О.

  • мама;

Мало символов, а слов много – малышу играть будет интересно. По мере его успехов осваиваются и остальные буквы – их вводят, составляя слова.

Например: «Ума. А если добавить букву К, получится имя медвежонка из мультфильма – УМКА» . И показать картинку с медвежонком.

Есть дети, для которых составить слоги в слова намного труднее, чем выучить название отдельных
букв. Для них лучше нарисовать карточки – сначала с отдельными буквами, потом со слогами. Запомнив целиком двухбуквенные слоги, они быстрее научатся составлять слова.

Сначала обычно осваивают гласные, а уже потом согласные. Запомнить на слух их трудно, особенно глухие. Если ребенок уже освоил методику слогов, то произносить согласные ему будет легче.

Следует обязательно анализировать, понимает ли малыш те слова, которые уже читает. Если он будет знать, что каждая комбинация буквенных символов означает определенный предмет, действие или качество, ему будет учиться интересно. Можно поиграть в игру слово – предмет.

Карточки изготавливаются заранее. Малыш должен назвать буквы, прочитать слово, а затем найти предметы в помещении. Сначала он наверняка будет путать «СТОЛ» и «СТУЛ» , «ЛАМПУ» и игрушечную «ЛАМУ» . Это оживит уроки и доставит «учителю» и «ученику» массу веселых минут.

Взрослые должны все объяснять спокойно, только так им удастся помочь ребенку выучить буквы. Плохое настроение и крики во время уроков не дают детям расслабиться, и заранее настраивают – в школе будет еще страшнее. Дома дети хотя бы имеют возможность двигаться, а на уроке придется сидеть на одном месте.

Для того чтобы обучить малыша азбуке, следует запастись терпением. Даже очень общительный и буквально все схватывающий на лету маленький человечек в определенный момент может «затормозить» , и одно занятие придется проводить несколько раз, используя разные методики.
Когда нужно обучать ребенка навыкам чтения? Методисты считают, что при выборе возраста освоения алфавита нужно ориентироваться на устную речь.

У ребенка должен быть уже приличный словарный запас и речь без выраженных дефектов. Впрочем, мнение это тоже условное. Некоторые дети читать учатся раньше, чем хорошо говорить.

Если малыш спрашивает: «Что это за буква?» и ему интересно заниматься, осваивать алфавит можно в любом возрасте.

Часто не только мы учим своих малышей, но и они дают нам определенные знания. Не бойтесь учиться новому – учить своего ребенка. Успехов в обучении вам и вашему малышу!

Изучение алфавита - важный этап в жизни ребенка. С его помощью он начнет составлять слова, научится писать и читать, что позволит активно изучать окружающий мир. Процесс обучения необходимо организовать максимально увлекательно и доходчиво, что позволит ребенку быстро научиться писать и читать.

Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.

Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).

Малыш учится

Зачем учить ребенка алфавиту?

Алфавит - основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.

Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.

В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?

Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.

Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез.

Изучение алфавита

Любые занятия с малышом, это увлекательная игра

Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию.

Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:

  • стихи;
  • песни;
  • скороговорки и загадки.

Как ребенка научить запоминать буквы: методики

В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.

Раскраски букв

Классические методики

Базовый вариант изучения алфавита - использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.

Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже.

Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.

Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.

Авторские методики

Учим буквы: игровая методика Полякова

Основа метода Полякова - множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).

Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота - 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.

В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.

Кубики Зайцева

Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.

Принципы методики Зайцева:

  • Системная подача информации.
  • Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
  • Подача информации от частного к общему и наоборот.

Основной принцип методики - обучения не по слогам, а по складам. Склад - созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.

Карточки Домана

Карточки Домана

С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.

Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев.

Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.

Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.

Методика Ольги Соболевой

Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:

  • визуалов;
  • кинестетиков;
  • аудиалов.

Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.

Как научить ребенка алфавиту в 4 годика дома?

Многие родители задаются вопросом, как выучить алфавит. Существует множество способов, но самым действенным является обучение с помощью интересных игр, к которым захочется возвращаться.

Игры на изучение алфавита и цифр

Существует множество игр, помогающих изучить буквы и слоги.

Обратите внимание! Не стоит зацикливаться на одном способе, лучшим вариантом будет комбинирование нескольких видов игр, чтобы процесс обучения оставался увлекательным даже спустя несколько недель занятий.

Учимся играя

Игровая форма подачи материала способствует легкому его усвоению. Дети обожают играть, поэтому если подать обучающий материал с помощью игры, ребенок будет учиться с удовольствием.

В качестве игры можно предложить малышу:

  • лепку;
  • раскраски;
  • вырезание букв из разных материалов;
  • сборку разрезанных карточек с изображением букв.

Лепим буквы

Лепка - очень полезный вариант обучения. Она задействует сразу несколько органов восприятия и помогает в развитии моторики рук.

Буквы можно собирать из разных кусочков, заготовленных заранее, или складывать их из длинных «червяков» путем сборки и скручивания в буквы.

Раскрашиваем буквы

Раскраска может стать отличным обучающим материалом. Алфавит может быть представлен в виде картинок или чистым изображением букв.

Обратите внимание! Если ребенок только начал изучать буквы, ему больше подойдут изображения с буквами и картинками, а размещенные изображения помогут запомнить буквы через ассоциации.

Вырезаем буквы из бумаги

Этот способ внесет разнообразие, и поможет развитию мелкой моторики. Полезно вырезать бумажные заготовки (прямоугольники, квадраты и круги) и складывать вместе с ребенком буквы из деталей.

Съедобные буквы

Ребенок с большим интересом отнесется к процессу, если обучение будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Сделать буквы съедобными - отличный способ разнообразить процесс.

Можно вместе испечь печенье в виде алфавита, сложить буквы и слоги из нарезанных овощей, а также нарисовать буквы вареньем на поверхности блинов, каши.

Лепка букв

Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?

Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное - научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.

Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков

Эту методику предложил Глен Доман.

Обратите внимание! В её основе - многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам.

Процесс разбит на 5 уроков:

  1. Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов - «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
  2. Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
  3. Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
  4. К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
  5. К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).

«Говорящая азбука»

Игровая методика обучению согласным

Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:

  • Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
  • Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
  • Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.

Ставим буквы по порядку

Расстановка букв в алфавитном порядке - один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.

Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка.

Электронный плакат «Говорящая азбука»

Обучающий звуковой плакат - отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.

Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов - песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.

Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.

Изучение алфавита - важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных . Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Дошкольный возраст - лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий - учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом - достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не "бэ", м, р, с, но не "эм, эр, эс"). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а - а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а - арбуз, о - осень, у - улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик - отгадку, например, на загадки с буквой б:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу "горячо - холодно". Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов "холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо". На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: "К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка". Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту "чудесного мешочка". Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, "р": ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О - баранка, колесо, У - веточка с дерева упала, Ж - жучок, П - воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу,
Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

Похожа В , сомнений нет,
На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот
К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук
Примостилася на сук.

Развивающие онлайн - игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн - игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное - помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн - игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников - запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит!
Любую букву нажимай и сразу слово получай!
В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн - игр "Лисята", в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) - раскрашены в красный цвет, согласные - в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и , палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв - увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек - малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!