Дом пятистенок планировка. Эволюция русской избы. Четырёхстенок, пятистенок и шестистенок. Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

Пятистенок - деревянный том в виде прямоугольника, жилая площадь которого разделена поперечной стенкой на две части. В старину это были горница и сени, где горница - чистые помещения избы, а сени - пространство между крыльцом и жилыми комнатами. В жилом помещении устанавливали печь, которая обогревала дом. Здесь же готовили еду.

Характеристика пятистенка

Внутренняя пятая стена или переруб выполняется одновременно с главным срубом и врубается с остатком. Стена начинается от основания строения и идет до потолка. А поперечные срезы при этом выходят наружу и разделяют фасад на две части. Изначально избу делили на разные части, однако затем разделение стало одинаковым.

Такой сруб выглядит оригинально и эстетично. При этом внутренняя стена дольше сохраняет тепло в жилых комнатах, защищает от холода и ветра. Поэтому сруб-пятистенок прекрасно подходит для круглогодичного проживания. Отметим что внутреннюю пятую капитальную стену можно двигать, а две части строения делать любых параметров.

На сегодняшний день пятистенок - самый востребованный вид сруба, несмотря на дороговизну и сложность монтажа. Ведь в результате получается прочный и надежный, крепкий и теплый дом. Он равномерно распределяет вес кровли и не дает сильной нагрузки на фундамент.

Преимущества сруба-пятистенка

  • Повышает теплоэффективность строения;
  • Подходит для строительства в северных холодных регионах страны и для проживания в доме круглый год;
  • Пятая стена - дополнительное ребро жесткости, которое усиливает и укрепляет конструкцию, делает дом прочным и надежным;
  • Долговечность. При соблюдении норм и правил строительства пятистенок легко простоит 100 лет;
  • Сруб с пяти стенами может иметь любые размеры и предоставляет возможность применять разные дизайнерские решения и варианты внутренней планировки;
  • Высокие звукоизоляционные свойства. Полноценная деревянная стена задерживает звуки и не пропускает в дом посторонний шум;
  • Пятистенок удобен для строительства и планировки . Он позволяет эффективно разделить моечную и парную от комнаты отдыха;
  • Переруб или пятая стена является капитальной, за счет чего она предотвращает деформацию длинных стен сруба, которая возможна из-за усадки сруба;
  • Эстетичный и привлекательный внешний вид строения.

Планировка сруба-пятистенка

В современных домах сенями называют холл, прихожую, коридор или тамбур. Кроме того, здесь можно обустроить террасу или пристроить веранду. Дополнительные помещения увеличат полезную площадь, сделают отдых комфортным. Они увеличат теплоизоляционные свойства сруба, утеплят дом и украсят фасад. В результате вы получите не старую деревянную избу, а уютный изысканный и элегантный коттедж.

Горницей в современной избе являются жилые помещения. Здесь может располагаться гостиная или зал, кухня и столовая, кабинет, спальня, гардероб и другие комнаты. Если это двухэтажный дом, эксперты все равно рекомендуют делать одну спальню на первом этаже. Она подойдет для пожилых людей, которым тяжело постоянно подниматься и спускаться по лестнице. Кроме того, эта спальня может стать комнатой для гостей.

В компании “МариСруб” вы можете заказать деревянный дом любого дизайна и планировки. Выбирайте понравившийся проект в , и архитектор внесет необходимые изменения. При проектировании учитывают не только пожелания заказчика к функциональности, но и к интерьеру, внешнему виду и планировке дома.

Для создания качественного и надежного проекта важно правильно рассчитать фундамент и кровлю, важно учитывать специфику почвы и грунтовых вод на земельном участке, расположение инженерных сетей. Эксперт “МариСруб” учитывает каждый фактор и составляет качественные проекты. При заказе строительства “под ключ” выполняем проектирование бесплатно!

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» - самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырёхстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырёхстенок - первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырёхстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырёхстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где то и ранее, четырёхстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок - эта конструкция представляла собой логичное развитие четырёхстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми - ныне Коми - Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырёхстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» - довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового. Впрочем, новое появлялось. Русская изба - пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок - следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб - шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом». Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением - таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» - «изба с заулком» - «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Тысячу лет стоит Русь, раскинувшись от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников, сохраняются до сих пор. Сейчас вновь популярными становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках. Тянет людей к истокам, из каменных и пыльных душных городов поближе к природе, лесу и речке...

Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Пятистенка

Современная пятистенка

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Четырехстенка

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. - стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в сарай-дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или обветренным уличными сквозняками.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это«брус».

Типичный "глаголь"

А вот этот тип дома - шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными
сенями»).

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле. Так как избы были почти все «курные», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма.

На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки»,

либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному".

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В новое жилье первой должна войти кошка.

На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В народных поверьях считалось, что домовой и домашний кот являются родственниками. Когда домовой исчезает из дома, то кот выполняет его функции. Такое народное поверье заставляло всех жителей деревенских домов обзаводиться котами. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок – следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Сруб пятистенок – это загородный дом для постоянного проживания, также этот метод применяют для строительства бань. Определяем достоинства и отрицательные стороны этого метода строительства.Существует классический способ строительства деревянного сруба 6х9. Такой дом является четырехугольным строением, у которого посередине есть пятая стена.

Ручная рубка пятистенка – сруб 6х9 с пятой стеной посередине

Достоинства сруба пятистенка

Деревянное строение 6х9 предусматривает дополнительную перегородку, потому что стандартные размеры бревен равны 6 метрам, стена послужит соединением для таких брусков, это некий стандарт, который используют . Этот вид жилья из дерева один из древних, теперь он считается стандартом современных срубов, позволяя создавать разнообразную планировку домов. Строительство такого типа имеет некоторые положительные стороны, которые были оценены нашими предками:

2. Такие дома являются энергоэффективными, наличие пятой стены дает возможность удерживать большее количество тепла, такие свойства отлично подходят для бани из дерева. Этот положительный аспект служил нашим предкам долгое время, такой дом всегда был удобным и теплым.

3. Стоимость такого сооружения будет дороже, но внутренняя отделка позволит сэкономить стройматериал. Стену не требуется дополнительного вмешательства, кроме обработки защитными жидкостями. Рубленая стена выглядит привлекательно, давая возможность оборудовать непредсказуемый интерьер, он станет решением, как для бани, так и для жилого строения. Деревянный дом 6х9 с пятью стенами будет отличным вариантом для домов русского стиля или украинской хаты.

Но сруб дома пятистенок имеет и отрицательные стороны, их необходимо просчитать заранее. Дома из цельных древесных бревен иногда создают с перестенком в качестве декоративного элемента, а также для небольших домов с цельными брусками, считается, что в этих случаях пользы никакой. Такие дополнения вызывают образование ненужных щелей, требующих дополнительного ухода. Увеличивается количество межвенцового утеплителя для прокладывания во всех наружных замках.

Характерный недостаток сруба пятистенка – это ограничения в планировке. Больше такое планирование подходит для бани, заранее уже разделяются помещения, а вот для дополнительных помещений места нет. Отпадает возможность поместить бассейн или комнату отдыха. А в случае строительства бани в два этажа, трудно придумать место для лестницы.


Выйти из положения можно, сделав второй этаж мансардным, перестенок будет присутствовать только в нижней части дома, а мансарду можно распланировать на собственный вкус. Верхний ярус может быть просторной комнатой-спальней или гостевой. Отсюда вывод, пятистенок остается самым востребованным решением, хоть и наделен некоторыми отрицательными качествами, к тому же будет актуальным всегда в данной области строительства.

Как возводится сруб-пятистенок

Чтобы построить деревянное сооружение 6х9 берут круглые бревна или брус, окружность такого материала должна быть в пределах 22-26 см. Учитывая климат региона, выбирают толщину стройматериала. Это не сильно отразится на стоимости сруба, потому что толстые бревна нужны в малом количестве. Ручной вариант деревянного дома-пятистенка является сложным процессом, который следует поручить опытному плотнику, иногда лучше приобрести уже готовый сруб.

Предварительно ошкуренные бревна являются классическим вариантом для строительства. Мастера часто отказываются от оцилиндрованных бревен, снятый защитный слой снижает прочность дома. Хотя, обработанное таким образом дерево, делает его легким в укладке, что подходит для создания очень ровных поверхностей. Нумерация бревен для сруба осуществляется в процессе обработки, что позволяет собрать сруб согласно схеме.

Стена внутри сруба – это переруб, возводят ее параллельно с основными стенами с остатком, бревна немного должны выступать за пределы основных стен. Это позволит беречь тепло, деревянный дом надежно защищен от холода.

Верная последовательность возведения сруба:

Укладка гидроизоляции на заранее созданный и подготовленный фундамент, где размещают начальный венец. Тут пригодятся прочные и толстые бревна, низ которых стесан до ровного состояния.

Затем укладывают остальные пронумерованные части, соединение которых называется «в чашу» или «в охлоп». Первое название подразумевает строить сруб бани пятистенок с образованием полукруглой выемки в начальном брусе снизу, а потом сверху. Второй вариант более надежный, он предусматривает непопадание снега или дождевой воды внутри соединения.

Скреплять бревна необходимо только деревянными нагелями, их вставляют в необходимые отверстия. Каждый слой венца перекладывается утеплительными материалами. После того, как сруб полностью готов, он должен пройти процесс усадки, после чего можно возводить крышу и приступать к отделочным работам.

Такой сруб, как баня пятистенок 6х9 – это вариант возведения надежного строения, с теплыми и уютными помещениями. Такие деревянные дома позволят фантазировать с отделкой, хотя это вариант классического дома из дерева.