Детская психотерапия. Психотерапия В отношениях с людьми

Вырастить ребенка, помочь ему стать личностью и найти свой путь - пожалуй, самая сложная и самая интересная задача в жизни. О воспитании детей написано много книг, но каждый ребенок и каждый родитель - это уникальная история. В которой нет готовых решений.

Родитель лучше всех знает своего ребенка и больше всех заинтересован в его благополучии. Но какими бы любящими и замечательными ни были мамы и папы, в каждой семье возникают сложности с детьми. Рано или поздно могут возникнуть ситуации, которые кажутся тупиковыми, из которых не видно выхода. И в этой ситуации может помочь психолог для детей или подростковый психолог. Обратившись к специалисту вовремя, можно избежать конфликтов в семье и сохранить здоровое психологическое состояние детей и родителей.

Мы поможем найти ответ на самый важный вопрос:

Как вырастить счастливого ребенка?

Счастье детей начинается со счастливых родителей и гармонии в семье. Сначала нужно самому стать счастливым, чтобы передать это состояние своему ребенку. Консультация детского психолога поможет лучше понимать себя и ребенка, избавиться от страхов и изменить жизнь к лучшему.

Психолог для детей и родителей поможет справиться с основными трудностями:

В отношениях с людьми

  • как создать доверие в отношениях с ребенком
  • как строить отношения в семье и со сверстниками
  • как справляться с жизненными трудностями (развод и новая семья, переезд и смена окружения, рождение младшего ребенка, потеря близкого человека)

В поведении

  • избавиться от агрессии, истерик
  • понять причины упрямства, неуправляемого поведения и научить ребенка осознавать и выражать свои потребности в отношениях
  • помочь подростку стать более уверенным в себе, научиться защищать себя
  • стать более уверенным в себе, научиться защищать себя
  • перестать проводить время за компьютерными играми и телевизором и найти новые увлечения и друзей
  • справиться с низкими оценками в школе, повысить мотивацию к обучению
  • как оказать психологическую помощь подросткам в кризисных ситуациях и помочь реализовать себя в жизни

В отношениях с собой

  • устранить причины детских неврозов (нарушение речи и заикание, нарушение аппетита и сна, тики и прочее)
  • избавиться от навязчивых мыслей, страхов и фобий, справиться с паническими атаками
  • узнать больше о своих способностях и интересах, выбрать подходящую профессию
  • узнать больше о своих способностях и интересах, выбрать подходящую профессию в подростковом возрасте
  • справиться с психосоматическими заболеваниями у детей, выявив и устранив основную причину

Первичная консультация для детей и подростков
Обычно это 1-2 встречи (сессии) в неделю в определенные дни и часы. Продолжительность консультации один терапевтический час (50 мин).

первая консультация

3000₽

Специалисты для детей и подростков

Можно воспользоваться картой, если вам важно местоположение. Либо выбрать специалиста, зайдя на его личную страницу.

Клинический психолог, детский психолог, семейный психолог, психотерапевт психоаналитического направления, детский и взрослый психодиагност, руководитель практики для студентов.

ул. Фадеева дом 6 стр. 1. Психологический центр "Мир Вашего Я" (м. Новослободская и м. Маяковская)
схема проезда

Нежелательное поведение ребенка часто указывает на проблемы . Специалисты Ассоциации помогут вам определить, в каком случае более эффективной будет работа родителей с семейным психологом, а в каком лучше работать именно с ребёнком или сочетать эти методы.

Трудности с детьми могут возникать на разных этапах взросления. Одним родителям сложнее с маленькими детьми. Другим, наоборот, трудно воспринимать попытки ребенка стать более самостоятельным и подростковые кризисы. Когда ребенок не слушается, капризничает, начинает бунтовать, у родителей может возникать чувство растерянности, возможно, отчаяния. Причем дети в этих ситуациях тоже растеряны и не понимают, как правильно выразить свои эмоции. Помощь детского психолога позволяет лучше понимать, что происходит с ребенком и помогает наладить с ним доверительные отношения.

Детям и подросткам сложно выражать свои мысли и эмоции, поскольку они еще сами не понимают, что с ними происходит. Задача детского психотерапевта - определить, что на самом деле скрывается за тем или иным поведением ребенка и объяснить это родителям. Психологическая помощь детям заключается в том, чтобы научить их осознавать, что они чувствуют, какие внутренние задачи им сейчас необходимо решить и как можно рассказать о своих потребностях другим людям без конфликтов, манипуляций и агрессии.

Работа с детским психологом в Москве помогает восстановить способность родителей и детей слышать друг друга и договариваться, строить отношения на доверии и уважении. И вернуть в семью счастье и радость от общения друг с другом.

Основные понятия и принципы детской и подростковой психотерапии. Специфика психотерапии с детьми и подростками

В данной главе поставлена трудная, даже рискованная задача - попытаться выделить общие позиции и принципы различных подходов в детской и подростковой психотерапии. Трудная потому, что в настоящее время психотерапия в нашей стране представляет собой активно развивающуюся область знания и практики. Рискованная потому, что при наличии множества различных взглядов на психотерапию любая попытка обобщения, формулирования общих принципов, скорее всего, будет подвергнута критике, и критике справедливой.

Современная научная литература называет несколько сотен видов психотерапевтических воздействий, включая отдельные направления, опирающиеся на свои теоретические основания, а также отдельные техники и стратегии. Среди этого многообразия можно выделить основные, теоретически проработанные подходы, со своей методологией, методами и техниками. Эти подходы различаются способами определения проблем, стратегиями и техниками вмешательства .

Постоянно появляются новые интересные работы, в которых анализируются теоретические основания различных подходов, делаются шаги в развитии теории, подвергается рефлексии психотерапевтическая практика. Но все это, к сожалению, относится к психотерапии взрослых. Крайне редко публикуются работы, направленные на осмысление психотерапевтической работы с детьми, анализ этапов развития детской и подростковой психотерапии, сравнительное исследование различных психотерапевтических направлений в ракурсе работы с детьми и формулирование принципов детской психотерапии.

Это относится и к весьма немногочисленным вышедшим на русском языке зарубежным работам, и тем более к отечественным. Если такие отечественные работы и появляются, то они либо касаются отдельных направлений психотерапии, либо в них рассматриваются конкретные психические нарушения и проблемы. К сожалению, все это говорит о том, что детская и подростковая психотерапия в нашей стране еще не подошла к этапу рефлексии своих оснований и принципов. В то же время запрос психологического сообщества на такие работы очевиден. Практика консультативной и психотерапевтической работы с детьми развивается весьма интенсивно, постоянно расширяется сеть центров, осуществляющих психологическую помощь детям и семьям, развиваются психологические службы в системе образования и т.д. Именно дефицит работ, нацеленных на обобщение и систематизацию знаний в области психологической помощи детям и подросткам, в том числе методами психотерапии, обусловил написание этой главы.

Что такое детская и подростковая психотерапия?

Детская и подростковая психотерапия возникла в рамках психотерапии взрослых, т.е. исторически является более молодой наукой, и ее подходы совпадают с основными направлениями психотерапии взрослых - психодинамическим, гуманистическим и бихевиоральным.

Как известно, психотерапия зародилась в рамках классического психоанализа, истоком теории и практики детской психотерапии также является психоанализ. И именно поэтому, как отмечает X. Ремшмидт, концепции и подходы детской и подростковой психотерапии рассматривались и рассматриваются с точки зрения их отличий от психотерапии взрослых . Вспомним, что еще па заре появления детского психоанализа работа А. Фрейд "Введение в технику детского психоанализа" (1927 г.) была посвящена выявлению отличий детского психоанализа от психоанализа взрослых.

Первой работой по детскому психоанализу принято считать работу З. Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика", опубликованную в 1909 г. Эту работу справедливо можно считать предтечей и детской, и семейной психотерапии, и психологического консультирования (подробнее об этом см. в гл. 3). В "Анализе фобии пятилетнего мальчика" психоанализ впервые был успешно применен З. Фрейдом для лечения ребенка. Помимо того, что в этой работе нашла свое подтверждение идея Фрейда о том, что причины неврозов коренятся в детском опыте, в нарушениях раннего психосексуального развития, в ней был сделан шаг на пути к уважению детей и признанию их свободы, отношению к ребенку как к личности.

Идеи Фрейда в применении к работе с детьми начали интенсивно развиваться в 1920-х гг. Здесь следует назвать таких психоаналитиков, как Г. Хуг-Хельмут, Г. Цуллигер, А. Айнхорн. Но, конечно, самыми значительными фигурами в развитии детского психоанализа были и во многом остаются Анна Фрейд и Мелани Кляйн. Они, как известно, находились в определенной оппозиции по отношению друг к другу, каждая отстаивала свой взгляд на детский психоанализ, но противостояние это оказалось чрезвычайно плодотворным, и в их спорах развивались и уточнялись теоретические и практические вопросы как детского психоанализа, так и психоанализа взрослых.

В дальнейшем идеи детского психоанализа получили развитие, в первую очередь, в теории объектных отношений (линия, идущая от М. Кляйн), и в направлении, развивающем идеи А. Фрейд. В последние десятилетия значимый вклад в развитие детского психоанализа и детской психотерапии внес Д. Стерн. Подчеркнем, что именно детский психоанализ дал начало многочисленным направлениям и подходам в современной детской психотерапии, и шире - в детской практической психологии .

Оформление детской психотерапии в самостоятельное направление, ее институциализация произошли в Европе в конце 1940-х - начале 1950-х гг. В рамках психоаналитической психотерапии были созданы центры подготовки детских психотерапевтов, ассоциации, программы и стандарты подготовки. К сожалению, в нашей стране эта работа находится еще в самом начале, стандарты подготовки детских психотерапевтов пока не разработаны, хотя в последние годы заметны серьезные продвижения в этой области.

Несмотря на критику психоаналитического подхода и некоторое сокращение его влияния и популярности в работе с детьми в настоящее время, понятия, которые родились в русле психоанализа, вышли за рамки психоаналитической практики и вошли в обиход не только детских психотерапевтов разных направлений, но и детских практических психологов.

В 1930-х гг. возникли новые, игровые подходы в психотерапевтической работе с детьми - игровая терапия отреагирования Д. Леви, своими корнями уходящая в психоанализ, и игровая терапия отношений Дж. Тафт и Ф. Аллена. В игровой терапии отношений, истоки которой также находятся в психоанализе, а также в идеях О. Ранка с очевидностью проявилась феноменологическая ориентация.

Дальнейшее развитие детской психотерапии происходило в соответствии с развитием психотерапии взрослых, по мере появления новых направлений. Так, на основе клиент-центрированного подхода К. Роджерса в 1950-х гг. возникла недирективная игровая психотерапия, центрированная на клиенте. Основателем этого подхода стала В. Экслайн, а углубление этого подхода осуществляется в работах Г. Лэпдрета. В. Экслайн и Г. Лэндрет воплотили в детской психотерапии идею Роджерса о том, что первичной мотивацией человека является самоактуализация, потребность в росте и развитии. В русле гуманистического направления все большую популярность приобретает гештальт-подход, который в 1970-х гг. начал применяться в работе с детьми и подростками (в первую очередь благодаря работам В. Оклендер).

В 1960-х гг. поведенческая (бихевиоральная) терапия, основанная на различных принципах теории научения, стала успешно использоваться в работе с детьми. В целом, развитие поведенческой терапии с детьми шло в том же направлении, что и психотерапии взрослых - в сторону интеграции с когнитивной психотерапией. В течение последних десятилетий очевиден серьезный прогресс в области когнитивно-поведенческой психотерапии детей и подростков.

Среди эффективных психотерапевтических подходов при работе с детьми следует назвать семейную психотерапию, в которой предметом работы, "пациентом" становится семья, т.е. акцент переносится с проблем ребенка на патологию семьи.

В течение прошлого столетия психотерапия с детьми развивалась в основном в рамках четырех основных направлений - психодинамического, когнитивно-бихевиорального, гуманистического (игровая недирективная психотерапия, гештальт-терапия) и семейной психотерапии. В последние десятилетия расшатывается представление о том, что психотерапия должна проводиться в рамках определенной школы или подхода, прослеживается явная тенденция к созданию новых моделей психотерапии, выходящих за рамки традиционных направлений - интегративные и эклектические подходы . Все шире используются гибкие подходы, которые позволяют, в зависимости от особенностей случая, использовать различные модели психотерапии.

Развиваются и демонстрируют свои возможности при работе с детьми постклассические методы терапии - ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ) и нарративная психотерапия.

Особенно отчетливо тенденция к интеграции проявляется в подходах, направленных па работу с детско-родительскими и семейными отношениями. Здесь можно выделить дочернюю игровую терапию (Г. Гуэрни), терапию родительско-детского взаимодействия (Ш. Айберг) и модели игровой семейной психотерапии, соединившей семейную терапию и игру. Это, к примеру, семейная психотерапия объектных отношений с использованием игры (Д. Шарфф, Дж. Шарфф) , интегративная модель семейной игровой психотерапии, сочетающая элементы психодинамической, бихевиоральной и системной психотерапии, и др.

Если говорить о формальных характеристиках, то классифицировать психотерапию с детьми и подростками можно по следующим основаниям .

  • 1. По форме работы. При работе с детьми и подростками выделяют следующие формы психотерапии:
    • индивидуальная психотерапия с ребенком, включающая все формы психотерапии, при которых психотерапевт проводит занятия только с одним клиентом, т.е. терапевтический процесс происходит в диаде "психотерапевт - клиент";
    • групповая психотерапия с детьми, подразумевающая психотерапевта и группу детей. В отличие от групповой психотерапии со взрослыми и подростками, в групповой работе с детьми групповая динамика не используется в психотерапевтических целях;
    • родительские сессии - консультирование или тренинги с одним или обоими родителями;
    • семейные сессии, в которых принимают участие ребенок и оба родителя или как.минимум один родитель и ребенок.
  • 2. По интенсивности, т.е. по частоте сессий и их продолжительности. Обычно сессии проводятся один раз в неделю и продолжаются один час или 50 мин, при психоаналитической терапии и при необходимости интенсивной работы сессии проводятся несколько раз в неделю.
  • 3. По длительности. Различают краткосрочную (до 20-30 сессий) и долговременную психотерапию (более полугода, не менее 40 сессий). Длительность и интенсивность психотерапии зависят от характера проблем, сложности симптоматики, личностных особенностей ребенка и направления, в котором работает психотерапевт.
  • 4. По направлениям психотерапии:
    • гуманистическая психотерапия, к которой относят клиент-центрированную терапию, недирективную игровую терапию, гештальт-терапию и психодраму;
    • психодинамическая психотерапия - психоанализ и психоаналитическая терапия, аналитическая психология;
    • когнитивно-поведенческая терапия;
    • семейная терапия и другие направления.

Анализ различных определений психотерапии показывает, что независимо от того, рассматривается ли психотерапия как лечение (X. Ремшмидт , М. Раттер ), как "широкий диапазон воздействий" (М. Каллиас ) или как психологическая помощь, все специалисты согласны с тем, что в своей работе психотерапевт должен опираться на соответствующие научные знания и представления, иметь сознательную стратегию влияния на клиента и владеть конкретными техниками возденет пня. Он должен быть способен предъявить (эксплицировать), описать и объяснить психологические механизмы собственной психотерапевтической деятельности . Вес это в полной мере относится к детскому психотерапевту.

Соглашаясь с мнением о том, что попытка дать определение психотерапии до изложения отдельных психотерапевтических систем обречена на неудачу и что любое определение в этом случае, безусловно, является упрощением, на основе анализа и обобщения многих определений позволим себе предложить следующее определение детской и подростковой психотерапии.

Психотерапия с детьми - это процесс оказания психологической помощи ребенку, который осуществляется психотерапевтическими методами в рамках профессионально Организованного общения ребенка и терапевта. Главным терапевтическим средством в этом процессе является взаимодействие терапевта с ребенком, их взаимоотношения.

С нашей точки зрения, очень лаконичное и точное, хотя и несколько парадоксальное определение детской психотерапии дает М. Четик, психодинамически ориентированный детский терапевт. Оно звучит так: "Детская психотерапия - это та область психотерапии, объектом которой является ребенок как особый тип пациента"6. Интересно, что ни в одной из работ по детской и подростковой психотерапии, кроме упомянутой работы М. Четика, мы не нашли определения именно детской и подростковой психотерапии.

Почему ребенок - особый тип пациента? М. Четик дает ясный ответ на этот вопрос. К числу причин относятся неустойчивый, становящийся характер детского "Я", зависимость ребенка от родителей, его потребность в игре, а также состояние непрерывного развития, в котором находится ребенок. Кроме того, к особенностям пациента-ребенка следует относить и встречные реакции психотерапевта на пациента-ребенка, внутренние реакции терапевта. Взгляд М. Четика на ребенка во многом совпадает со взглядом Г. Лэндрета и других детских психотерапевтов.

В каждом психотерапевтическом подходе, естественно, существуют свои специальные цели. И тем не менее попытаемся выделить те из них, которые являются общими для всех подходов в детской психотерапии. Для этого обратимся к руководству по психотерапии К. Бремс, которая формулирует следующие категории целей в детской психотерапии.

  • 1. Цели, связанные с разрешением предъявляемой проблемы ребенка (хотя бы частичное разрешение проблемы, облегчение страданий ребенка).
  • 2. Цели, связанные с повышением потенциала ребенка, - развитие его самостоятельности и уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения; формирование адекватной и устойчивой самооценки; расширение опыта ребенка; актуализация резервов личностного роста.
  • 3. Цели, направленные на то, чтобы помочь ребенку вернуться к нормальной траектории развития.

Как мы видим, выделенные категории целей охватывают не только цели собственно психотерапевтические, но и коррекционные, и развивающие. Практически те же цели выделяет и М. Раттер, добавляя к ним еще две - генерализацию терапевтических изменений и их сохранение.

Но, как пишет Н. Ф. Калина, главная цель психотерапии (как детской, так и психотерапии со взрослыми) - помогать человеку обрести самостоятельность, автономность и независимость, непротиворечивость и цельность, уверенность в себе, веру в людей и доверие к миру. Психологическая помощь адресована всей личности, а не отдельным проблемам.

Несмотря на общность "идеальных" (предельных) целей и конкретных методов различных психотерапевтических подходов в работе с детьми (игра, рисунок, сочинение историй), теоретические основания, на которые ориентируется тот или иной подход, имеют серьезное значение. Различия эти состоят в способах определения проблем, во взглядах на причину расстройства, в мишенях, стратегиях и техниках работы, в характере взаимодействия психотерапевта с ребенком, в формате и длительности психотерапии и т.д. Так, например, для психодинамического и клиент-центрированного подхода центральным является взаимодействие в паре "психотерапевт - ребенок", терапевтический союз, для поведенческого подхода важнее всего методы и техники. Тем не менее постараемся выделить те общие положения, которые важны для всех или почти всех подходов к детской и подростковой психотерапии.

Детская и подростковая психотерапия, по справедливому замечанию X. Ремшмидта, сталкивается с более серьезными проблемами, чем психотерапия взрослых. Эти проблемы связаны с влиянием на ребенка его близкого окружения, с процессами развития, со стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций, которые различны на разных возрастных этапах, и др. Поэтому терапевтические методы, используемые в психотерапии со взрослыми, нельзя просто переносить на лечение детей и подростков, необходимо учитывать эти различия. Это же подчеркивают и другие детские психотерапевты (А. Фрейд, М. Четик, К. Бремс, Г. Лэндрст, Ф. Кендалл и др.).

Безусловно, психотерапевтическая работа с детьми и подростками требует и более серьезной подготовки специалиста. Это, конечно, собственно психотерапевтическая подготовка (теоретическая и практическая), обязательный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора и определенный жизненный опыт. Помимо этого, в работе с детьми и подростками необходимы знания по возрастной психологии и психологии развития, по клинической психологии, знание основ детской и подростковой психиатрии.

Поскольку, как было отмечено выше, исторически подходы и концепции детской психотерапии принято рассматривать в аспекте их отличия от психотерапии взрослых, рассмотрим различия между детской и подростковой психотерапией и психотерапией взрослых.

  • 1. Прежде всего, специфика детской психотерапии определяется тем, что обращение к психотерапевту всегда инициирует не ребенок, а родители или опекуны. Связано это может быть с тем, что дети, как правило, либо не осознают, либо недооценивают, либо скрывают симптомы и имеющиеся у них расстройства. Кроме того, согласие на психотерапию дают родители или их законные представители по причине юридической некомпетентности детей. Таким образом, даже в том случае, если запрос исходит от ребенка, к психотерапевту по поводу проблем ребенка обращаются родители. Из этого следует, что между психотерапевтом и ребенком всегда стоит посредник, в структуру психотерапевтической ситуации при индивидуальной работе с ребенком всегда потенциально включено три позиции: "ребенок - терапевт - родитель" (подробнее об этом говорится в параграфе 1.5).
  • 2. Поскольку детям, как правило, не свойственна воля к выздоровлению и не они являются инициаторами обращения к психотерапевту, важно создавать у них необходимую мотивацию к психотерапии.
  • 3. Первым условием для создания мотивации является установление доверительных отношений психотерапевта и ребенка, формирование эмоциональной связи, контакта между ними. Стиль отношений ребенка и психотерапевта, который во многом определяет эффективность психотерапии, - это безоценочное принятие, эмпатия, поддержка, аутентичность и искренность психотерапевта. Психотерапевт дает понять ребенку, что понимает его и хочет ему помочь. Это справедливо для любых подходов - и для структурированной психотерапии, где психотерапевт выстраивает и направляет психотерапевтический процесс, и для недирективной психотерапии, где терапевт следует за ребенком.
  • 4. В связи с тем, что между ребенком и психотерапевтом находятся родители (родитель) или замещающий их другой взрослый человек, необходимо установление рабочего союза с родителями, привлечение их на сторону психотерапевта. И у психотерапевта, и у родителей должна существовать установка на то, что родители являются участниками психотерапевтического процесса. Прежде всего, психотерапевт должен поддержать родителей в их решении обратиться за помощью, нельзя даже косвенно обвинять родителей в проблемах ребенка, нужно исходить из того, что ребенок любит своих родителей и родители любят ребенка, т.е. из презумпции любви.
  • 5. Личность ребенка еще незрелая, он в огромной степени находится под влиянием родителей и зависим от них. Из этого вытекает необходимость учитывать семейное окружение (в большей степени, чем в психотерапии взрослых). Более того, ребенка невозможно рассматривать вне семейного контекста, вне семейной системы.
  • 6. В психотерапии с детьми и со взрослыми используются разные методы и техники. При работе с детьми необходимы взаимообусловленность контекста развития и выбора вмешательства, соотнесение метода с возрастом.
  • 7. В психотерапии с детьми необходимо учитывать процесс развития, опираться на психологию развития (см. параграф 1.2).
  • 8. Модель психотерапии с детьми, по сравнению с психотерапией взрослых, является расширенной. Психотерапия с детьми включает еще, как правило, развивающий, коррекционный и воспитательный аспекты. О воспитательном аспекте психотерапии говорили еще З. Фрейд и А. Фрейд, которая подчеркивала, что аналитик объединяет в своем лице две трудные и противоречащие друг другу задачи: "...он должен анализировать и воспитывать..." Л. Фрейд занимала в этом вопросе довольно радикальную позицию: по ее словам, аналитик должен встать в психотерапии на место "Я-Идеала" . Здесь важно пояснить, что под воспитанием не имеется в виду школьное или родительское воспитание, дидактика и нравоучения. Речь идет именно о психотерапевтическом аспекте воспитания. Поскольку моральные инстанции ребенка еще только формируются, а в процессе психотерапии происходит регрессия к ранним стадиям и высвобождаются аффекты, психотерапевт должен поддерживать "Я" ребенка, границы между личностными структурами, между "Я" и "не-Я". Для этого он использует психотерапевтические приемы, и в первую очередь введение ограничений. Тем самым психотерапевт выражает свое отношение к нежелательным поведенческим проявлениям при полном принятии и поддержке самого ребенка, направляет аффекты в символическое русло.

Что касается коррекционного аспекта психотерапии, заметим, что существуют различные точки зрения на соотношение понятий "психотерапия" и "психокоррекция", часто диаметрально противоположные - от признания относительности различий или даже отождествления этих понятий (Ю. Е. Алешина, Б. Д. Карвасарский) до отстаивания их принципиальных различий. В качестве примера радикальной полиции по отношению к разведению понятий "психокоррекция" и "психотерапия" можно привести позицию В. II. Панкина, который говорит не просто о различении этих понятий, но о "парадигматической разделительной линии, рассекающей поле мировой психотерапии на две разные сферы совершенно иных по отношению друг к другу практик и теорий (психокоррекции и психотерапии), которые решают принципиально разные задачи, устремлены к разным предельным целям, достигаются различными средствами, исходят из принципиально разных методологий и обращены к совершенно разным адресам". По мнению В. Н. Панкина, психокоррекция адресуется не к проблемному субъекту, а к его проблемному (дефектному) поведению или дефектным психическим функциям. В отличие от психокоррекции, психотерапия ориентирована на феноменологический подход. Это всегда диалог между двумя суверенными личностями, это всегда путь от расщепленности к целостности.

Мы полностью разделяем позицию В. Н. Цапкина и считаем, что психокоррекция, в отличие от психотерапии, адресуется не к личности, а к дефектным функциям субъекта, что психокоррекция - это исправление или развитие отдельных функций, но все-таки хотим подчеркнуть, что в психотерапевтической работе с детьми эти процессы очень трудно отделить друг от друга.

В психотерапевтическом процессе с ребенком невозможно отделить психотерапию от психокоррекции и развития. Психотерапия всегда в какой-то мере выполняет коррекционпую функцию, поскольку любая проблема, даже личностная, задерживает или отклоняет развитие в той или иной сфере. Любое разрешение проблемы, освобождение от неэффективных защит и т.п. открывает путь к развитию. В то же время психокоррекция, исправление каких-то функций или дефектов ведут к повышению самооценки, самопринятию, т.е. имеют психотерапевтический эффект. Подтверждение этой точки зрения мы находим у Ю. С. Шевченко: "...в практической работе с детьми и подростками лечебные, психотерапевтические мероприятия настолько тесно переплетаются с психокоррекционными, воспитательными и социализирующими воздействиями, что разделить их можно лишь весьма условно" .

9. Детская психотерапия всегда в той или иной мере интегративна, в ней больше пересечений и заимствований методов и техник, чем в психотерапии взрослых.

Говоря об общих позициях в различных подходах к детской психотерапии, уместно, на наш взгляд, обратиться к позиции современного психоаналитика Д. Стерна. Признавая различия в психотерапевтических подходах (по историческим, теоретическим и практическим причинам), он выделяет общие, фундаментальные аспекты (общности) психотерапии.

  • Природа системы "родитель - ребенок", на которую воздействует психотерапевт.
  • Конкретная природа трансфера (переноса) в этой области нарушений. "Даже те подходы, которые далеки от психоанализа, учитывают это явление в качестве союзника, что означает позитивный трансфер, который способствует работе терапевта" . По мнению Д. Стерна, все терапевтические подходы создают трансфер, независимо от намерений в этом направлении. И хотя роль трансфера в различных подходах различна, во всех подходах используется его позитивная сторона.
  • Вертикальная разработка проблем в контексте развития. По мысли Д. Стерна, при работе со взрослыми главная проблема пациента "разрабатывается" почти одновременно в разных областях, во всех сферах его жизни, т.е. проблемы рассматриваются горизонтально во времени. Если же речь идет о проблемах ребенка или о проблемах отношений родителей и ребенка, то их нельзя разрабатывать горизонтально во времени, так как области, в которых разворачиваются способности ребенка, т.е. области преломления проблемы, возникают последовательно во времени, по мере возрастного развития ребенка.
  • Относительный акцент на здоровые и позитивные аспекты опыта ребенка и родителей и их взаимодействия, акцент на направление изменений в ходе терапевтического процесса.

Рассмотрение модели отношений "родитель - ребенок - терапевт" как некоторой системы, в которой элементы находятся в динамической взаимосвязи, позволяет говорить о том, что любая психотерапевтическая процедура, направленная на изменение одного элемента, будет модифицировать всю систему. Поэтому, с точки зрения Д. Стерна, разные теории отличаются друг от друга, но в то же время основываются на одной функциональной системе и, следовательно, "разные терапевтические подходы представляют собой лишь разные точки ввода в одну и ту же систему" .

Перечисленные выше позиции, отражающие специфику детской и подростковой психотерапии по отношению к психотерапии взрослых, являются основными принципами детской и подростковой психотерапии. К этому следует добавить еще несколько общих принципов индивидуальной детской психотерапии, которые формулирует М. Раттер .

  • Прежде всего, необходимость тщательной оценки психологических проблем ребенка.
  • В психотерапии с детьми и подростками важно учитывать не только семейное окружение, но и более широкий социальный контекст, в первую очередь - характер взаимодействия со сверстниками. В последние годы именно взаимодействие со сверстниками оказывается наиболее уязвимой зоной, обуславливающей возникновение проблем у детей.
  • Реализация индивидуального подхода, учет индивидуальности ребенка, в частности, его способности выражать и проговаривать эмоции, является важным принципом психотерапии. Как отмечает А. С Спиваковская, "все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть переплавлены в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится психотерапевтическая работа" .
  • Речь терапевта должна быть адекватна развитию ребенка. Целесообразно использовать метафоры ребенка, чтобы быть уверенным в том, что он понял психотерапевта. Это важно, поскольку дети прибегают к метафорам, как правило, в тех ситуациях, когда приближаются к очень сильным негативным чувствам и переживаниям, которые им трудно переносить и о которых они не могут говорить прямо.
  • Язык психотерапии - это не только вербальный язык, но и невербальная коммуникация.
  • Лучше останавливаться на чувствах ребенка, а не на конкретных обстоятельствах, концентрироваться на позитивных моментах и конструктивных способах решения проблем, а не на неудачах.
  • Отношение к ребенку как к личности со своим уникальным опытом жизни, обладающей определенной автономией, способной к управлению своей деятельностью, к подлинным чувствам и переживаниям.

Остановимся коротко на соотношении понятий "психологическое консультирование" и "психотерапия". Вопрос этот остается открытым, здесь также существуют противоположные взгляды. К области психотерапии, по мнению М. А. Гулиной, чаще относят процессы личностных изменений, а к консультированию - различные поддерживающие методы. Консультирование и психотерапию можно также представить как два полюса континуума внутри терапевтической психологии. Заметим, что в контексте психотерапии с детьми на этот вопрос можно взглянуть иначе - в ракурсе разведения позиций ребенка и родителя в этих процессах.

С нашей точки зрения, границы весьма условны и начинают расплываться, как только делается попытка выделить строгие критерии, в еще большей мере они расплываются на практике. В частности, личностные изменения могут происходить в процессе консультирования и т.д. В данной главе понятия "психотерапия" и "консультирование", "пациент" и "клиент" будут использоваться как равнозначные. Рассмотрение различий между ними можно найти в работах Ю. Е. Алешиной, А. Ф. Бондаренко, Ф. Е. Василюка, М. А. Гулиной, Б. Д. Карвасарского.

Заметим, что вопрос о соотнесении психотерапии и консультирования снимается в подходе Д. Оудсхоорна, который выделяет три категории психотерапии, отличающиеся по длительности и качественно, в первую очередь, отношениями "психотерапевт - клиент".

  • Сверхкороткая психотерапия, длящаяся от одной до трех сессий (традиционно такой формат психотерапии относят к консультированию). В этом случае в центре психотерапевтической ситуации находится проблема, терапевт выступает в роли эксперта или советника; терапевт и пациент рассматривают проблему как определенный объект.
  • Краткосрочная психотерапия (4-16 сессий). Она отличается от сверхкороткой не только количеством сессий, но и их качеством. Здесь начинают играть свою роль отношения между терапевтом и пациентом (процессы внутри диады "психотерапевт - клиент"), но ориентирована психотерапия все-таки па проблему.
  • Долговременная терапия. Она продолжается более полугода, важнейшим фактором здесь являются взаимоотношения терапевта и пациента, когда сам психотерапевт становится частью психотерапевтической системы, но он не должен быть целиком поглощен системой пациента.

Па основе анализа современных работ по детской и подростковой психотерапии можно выделить следующие тенденции в сфере психологической помощи детям и подросткам.

  • 1. Широкий выход во "внеклиническую" среду, предпочтение амбулаторной работы. Это принципиально меняет и отношение к психотерапии, и принципы ее организации и, следовательно, имеет отдаленное влияние на сами методики.
  • 2. Развитие мультидисциплинарного подхода. Междисциплинарное сотрудничество психологов, социологов, лингвистов, психоневрологов, демографов и культурологов.
  • 3. Прогноз относительного снижения роли медицинских воздействий.
  • 4. Работа с более широким контекстом - учет психологии развития, семейного, социального и этнокультурного окружения.
  • 5. Тенденция к сокращению длительности психотерапии.
  • 6. Некоторое изменение направления психотерапии - тенденция к направленности на решение конкретных проблем, на изменения.
  • 7. Осознание необходимости альянса с родителями в психотерапии, уважительное и бережное отношение к родителям.
  • 8. Тенденция к работе "здесь-и-сейчас", акцент на события настоящего, на наблюдаемое поведение; меньше внимания уделяется исследованию причин.
  • 9. Сближение различных психотерапевтических подходов.

Многие исследования показывают, что результаты психотерапии с детьми часто в большей степени зависят не от примененного психотерапевтического подхода, а от личности психотерапевта. Так, согласно М. Раттеру, "психотерапевты, работающие с увлечением и энтузиазмом", обычно достигают большего успеха, чем равнодушные и настроенные пессимистично. Например, исследования клиент-центрированных психотерапевтов показали, что наиболее эффективными являются те из них, которые больше сопереживают чувствам и эмоциям своих клиентов.

Пытаясь выделить личностные качества, необходимые детскому психотерапевту, мы обратились к работам трех известных детских психотерапевтов, представляющих различные психотерапевтические подходы - Г. Лэндрета, М. Четика и X. Джинотта. В результате обобщения их представлений о том, каким должен быть детский психотерапевт, о его личностных и профессиональных качествах, получился следующий "портрет". Итак, детский психотерапевт:

  • способен к эмпатии, способен откликаться искренне и точно на внутренний мир ребенка;
  • должен обладать верой и оптимизмом, быть заинтересованным;
  • должен быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним, должен быть открытым ко всему новому;
  • должен быть сильным, чтобы ребенок мог чувствовать себя в безопасности рядом с ним. Настолько в безопасности, говоря словами Г. Лэндрета, что ребенок "рискнет быть самим собой";
  • должен быть терпеливым, уравновешенным и выдержанным. Ему необходимо личное мужество в ситуациях, когда ребенок проверяет границы отношений, чтобы признавать свои ошибки, позволить себе быть уязвимым, быть чувствительным к эмоциональным переживаниям ребенка;
  • должен понимать, когда следует отступить, должен понимать границы своих возможностей, границы психотерапевтической помощи;
  • должен обладать важным для детского психотерапевта качеством - чувством юмора, умением увидеть смешное в том, что кажется смешным ребенку;
  • должен уважать родителей, не должен идентифицироваться только с ребенком;
  • должен любить детей, но не должен за счет ребенка удовлетворять свои потребности в любви. Дети не могут получить помощь от терапевта, который нуждается в них для поддержки собственного Эго;
  • не должен принимать роль любящего родителя. Излишнее "приближение" может увеличить тревогу у ребенка, особенно у привыкшего к отвержению. Излишняя вовлеченность терапевта в терапевтический процесс может подавить инициативу ребенка;
  • должен активно прорабатывать собственную личность, чтобы свести к минимуму возможные проекции на ребенка своих эмоциональных реакций и потребностей. Психотерапевт должен сам обладать душевным здоровьем.

Для того, чтобы выстроить с ребенком хорошие отношения, родителям необходимо знать и понимать детскую психологию. Однако иногда появляются моменты, когда без помощи специалиста не обойтись. В таких случаях следует обращаться к специалисту за профессиональной помощью.

Детская психотерапия

Определение 1

Детская психотерапия – это тип психологической помощи, оказываемой детям и подросткам, направленный на решение различных проблем, беспокоящих как самого ребенка, так и его родителей.

Наиболее частыми причинами обращения к детскому психотерапевту являются:

  • проблемы, связанные с процессом обучения;
  • трудности в коммуникации со сверстниками;
  • нарушения эмоционального состояния ребенка – регулярные перепады настроения, повышенная тревожность, страхи, энурез, заикания, нервные тики, нарушения сна;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, развод, потеря близких родственников;
  • нарушения поведения – агрессивность, непослушание, истерики.

Во время первых встреч маленького пациента с детским психологом специалист проводит диагностику. Встреча обычно проводится в присутствии родителей, после этого с ними определяется форма будущей работы с ребенком. К ним могут относиться индивидуальные занятия с ребенком, совместные встречи с родителями, семейная психотерапия.

Замечание 1

Вне зависимости от предложенной формы работы, фокус в детской психотерапии всегда направлен на ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей его психики.

Особенностью детской психотерапии является то, что здесь важно сотрудничество и параллельная консультативная работа с родителями.

Целью детской психотерапии является оказание помощи ребенку в том, чтобы справиться с эмоциональными перепадами, овладеть чувством контроля, стать уверенным в себе и своих силах, стать более ответственным, доверять себе, научиться понимать себя и других, а также помощи родителям в том, чтобы научиться лучше понимать своего ребенка, знать его потребности, нужды и желания.

Условия начала детской психотерапии

Перед тем, как назначать какое-либо лечение, необходимо проведение определенных действий и наличие некоторых условий:

  1. Сначала детский психотерапевт или детский психолог определяет проблему и разрабатывает план ее решения.
  2. Затем он согласовывает программу лечения как с родителями, так и с ребенком. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  3. Психотерапия одного из членов семьи влияет на каждого, кто проживает в этой семье. Для того, чтобы улучшить межличностные отношения в семье, необходимо принятие факта лечения, а также доброжелательные намерения, без оценок или критики. Не только психотерапевт, но и родственники должны стараться принимать друг друга.
  4. Обозначение графика сеансов также играет большую роль.
  5. Необходимо поддерживать атмосферу, в которой ребенку будет комфортно. Например, если ребенок маленький, нужно, чтобы в открытом доступе были игрушки, раскраски, карандаши.
  6. Выявление последствий, которые спровоцировали такое состояние ребенка необходимо для того, чтобы в будущем не допускать возвращения этого состояния в будущем после завершения психотерапии.

Методы детской психотерапии

Существует огромное множество методов детской психотерапии, которые помогают ребенку и его родителям решить проблему, с которой они обратились к специалисту.

Одной из самых эффективных практик детской психотерапии является игровая техника. Она комфортна для детей, помогает им снять напряжение, избавиться от агрессии и переживаний. Во время игры психотерапевт не только узнает о скрытых источниках появления проблем, но и может избавить ребенка от них без сильного давления на его психику.

Игровая техника на семейной психотерапии поможет родителям ребенка научиться играть с ним и понимать его желания.

Во время сеанса психотерапии используются игрушки, с которыми ребенок уже знаком. Это солдатики, машинки, кубики, куклы, конструкторы.

Но каждая игрушка предназначена для коррекции отдельной проблемы. Например, военные игрушки предназначены для коррекции агрессии, фигурки монстров – для коррекции фобий и страхов.

Существует несколько видов игровой терапии. Это структурированная методика, освобождающая методика и поведенческая методика.

Структурированная методика используется, если маленький ребенок часто конфликтует со своими ровесниками, проявляет агрессию, или напротив, закрывается в себе, отказывается от любого общения. Специалист задает разные ситуации, чтобы наблюдать за тем, как себя ведет ребенок, а затем скорректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.

Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и отрицательных эмоций. Во время игры ребенку предлагается испытать запугивающие ситуации в комфортных условиях и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи и фобии.

Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных жизненных моментах. Это методика направлена на решение конфликтов с родителями, избавление от недопонимания.

К игровым техникам также можно отнести и сказкотерапию. Они помогает сформировать этические и моральные нормы, а также способствует развитию воображения у ребенка. Особенно действенны сказки с добрым концом. Они помогают настроить ребенка на то, что у него все будет хорошо. А высмеивание отрицательных героев помогает избавиться от дисгармонии и страхов.

Коррекция в игровой форме разнообразна и эффективна. Каждый психотерапевт применяет свои инструменты, которые, по его мнению, могут показать наилучший результат. У каждого специалиста есть свой ряд разработок, которые направлены на достижение главной цели – решение проблемы, с которой к нему обратились родители ребенка. К ним относится лепка из глины и пластилина, арттерапия, занятия с песком и многое другое.

Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

Методы воспитания могут определять возникновение и развитие неврозов и невротических симптомов у ребенка. К неврозам приводит подавление естественных потребностей ребенка, например, ограничение потребности в движении и активности при холерическом темпераменте.

При появлении невротических симптомов или ненормального отклоняющегося поведения у малыша рекомендуется обратиться к детскому психотерапевту или психоаналитику. В таком обращении к специалисту нет ничего зазорного. Обращаемся же мы к врачу соответствующей специальности, когда у нас что-то болит. А психотерапевт, психоаналитик - это специалист по проблемам с душой, психикой. Не надо только путать эту профессию с профессиями психиатра или психолога.

Психиатр - это врач, лечащий медикаментозно серьезные психиатрические заболевания такие, как, например, шизофрения.

Психолог же - это специалист, который может помочь советом или тренировкой в случаях, когда нарушения поведения, отношений или интеллектуальной деятельности еще не достигли невротического уровня.

Психотерапевт, психоаналитик полезен в тех случаях, если у вашего ребенка развились и сохраняются длительное время (более трех-четырех месяцев) патологические симптомы, характеризующие детские неврозы. Это тики, навязчивые движения, заикание, энурез, энкопрез, длительные нарушения эмоционального состояния (детские депрессии), устойчивые страхи, нарушение общения со сверстниками или взрослыми, чрезмерная застенчивость и т. д.
Иногда к таким симптомам добавляется невозможность обучаться, неуправляемое поведение, повышенная тревожность, плаксивость и другие проявления. Разобраться, нуждается ли ваш ребенок в психотерапии, можно в ходе нескольких консультаций с психотерапевтом, который познакомится с ребенком и понаблюдает за его поведением, побеседует с родителями, выяснит возможные причины невротического заболевания и поможет устранить их последствия и предупредить их повторение.

К сожалению, не так просто определить, что же принято считать детским неврозом, с чем должен иметь дело детский психоаналитик, психотерапевты. Надо сказать, что есть двоякая опасность: принимать за «невротическое» любое непослушание ребенка, любое не соответствующее среднестатистической норме поведение или отклонение в развитии. Либо квалифицировать как плохое поведение и воспитание то, что должно рассматриваться как невроз. Важно не впадать в ту или иную крайность. Для того чтобы назначать и эффективно проводить психотерапию, специалист-психотерапевт должен в полной мере представлять себе картину нарушений ребенка.

Если специалисты другого профиля - невропатологи, педиатры, психологи рекомендуют вам обратиться к психотерапевту, не пренебрегайте их советом. Это поможет избежать в будущем более серьезных проблем и в отношениях с ребенком, и с его здоровьем.

Поскольку чаще всего невроз ребенка является лишь выражением более общего внутрисемейного конфликта, хороший эффект оказывает параллельно проводимая семейная психотерапия или консультирование родителей.

Существует много способов психотерапевтической работы с детьми. К ним относятся психоанализ, психоаналитическая терапия, игровая терапия, различные виды арт-терапии, песочная терапия и т. д.

Психоаналитический подход предполагает «лечение словом». Психоаналитик использует игру, рисунки, действия как выражение импульсов и фантазий ребенка. Поскольку ребенок не может сесть в кресло и говорить о своих проблемах, как взрослый, в кабинете детского психоаналитика имеется некоторый игровой материал, средства творческого самовыражения: карандаши, краски, клей, пластилин.

При детском психоанализе не применяются ни гипноз, ни различные экстрасенсорные воздействия. Техники детского психоанализа адаптированы к возрасту ребенка, уровню развития его личности. Следует помнить, что определенные синдромы и задержки развития не связаны ни с возрастом ребенка, ни с обычной последовательностью развития. Аналитик вербально отражает чувства ребенка, выражаемые различными способами, к которым относятся игра, рассказ, действие, непосредственное выражение, двигательная активность.

С помощью определенных технических приемов, таких, например, как интерпретации происходящего, психоаналитик добивается разрешения интрапсихических (внутренних) конфликтов, что приводит к облегчению состояния ребенка. С восстановлением хода нормального психосексуального развития тревожащие симптомы и отклонения в поведении постепенно исчезают. К сожалению, эффекта не всегда возможно добиться быстро.

Психотерапевтическая работа требует иногда долгих месяцев и упорного труда. Так же, как мы длительно создаем свою болезнь, нам приходится иногда длительно ее лечить. Нужно помнить, что невроз - это болезнь. Сам собой он не проходит, а переходит в запущенную, трудно поддающуюся излечению форму, серьезно осложняющую жизнь индивидуума.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Приглашаю вас на онлайн-курс

Детская психотерапия - собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение.

Детская психотерапия обычно начинается с установления доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком, а в случае необходимости - с устранения острой симптоматики. Затем психотерапевт осуществляет психотерапевтически-ориентированную диагностику расстройств, постановку терапевтических целей, достижение их и контроль за эффективностью. Заключительным этапом детской психотерапии является закрепление полученного терапевтического эффекта и профилактика возможных рецидивов.

По мнению ряда авторов, детская психотерапия берет свое начало с 1909 г., когда Фрейд опубликовал свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика ». Это первая работа, в которой описанные психологические трудности ребенка и его заболевание объясняются эмоциональными причинами. Однако попытка непосредственного перенесения психоанализа взрослых в детской психотерапии была подвергнута критике, в частности в связи с тем, что ребенок, в отличие от взрослых, не может полноценно описывать словами свое состояние и не способен понять связь своего настоящего состояния с биографическим опытом. Методы и подходы детской психотерапии совершенствовались параллельно аналогичным разработкам для взрослых, однако практически с самого начала зарождения детской психотерапии имела свою специфику.

Уже с 1919 г. Кляйн стала использовать игровые приемы как средство анализа при работе с детьми. Она считала, что детская игра так же обусловлена скрытыми и бессознательными мотивациями, как и поведение взрослых.

В 1930-е гг. Леви были предложены методы, направленные на отреагирование, - структурированная игровая психотерапия для детей, переживающих какое-либо психотравмирующее событие. Он полагал, что в игровой ситуации возможно отреагирование агрессивных тенденций в поведении. Одновременно развивалось еще одно направление игровой детской психотерапии - терапия построения отношений. Философской и методологической основой этого направления стали работы Ранка, который перенес акцент с исследования жизни ребенка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребенком и психотерапевтом. На принципах клиент-центрированной психотерапии была разработана недирективная игровая психотерапия. Цель этой психотерапии состоит в самопознании и развитии самоуправления ребенка. В общении с психотерапевтом ребенок получает возможность играть так, как ему хочется, или вообще ничего не делать. Психотерапевт при этом не управляет и не направляет ребенка, а лишь способствует более полному раскрытию его в различных проявлениях на момент встречи.

С середины 1950-х гг. начал функционировать Институт детского психоанализа А. Фрейд. Ее подход к психоанализу детей еще в большей мере, чем у Кляйн, и теоретически и методологически отличался от психоанализа взрослых, поскольку наряду с игровыми методами предполагалась и воспитательная работа - активное вмешательство психотерапевта во взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Такое совмещение двух зачастую противоречивых ролей возможно лишь при высоком авторитете психоаналитика у ребенка.

Сказанным выше, конечно, не исчерпывается все многообразие психотерапевтических подходов в детской психотерапии, существующих в настоящее время. В частности, выделяются 2 принципиальные ориентации в детской психотерапии - работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом). Обе ориентации могут реализовываться на различных уровнях: мотивационно-эмоционально-аффективном, логико-познавательном, поведенческом, психофизиологическом. Предполагается, что разные психотерапевтические направления могут включать методы различной ориентации и уровня воздействия. Например, детский психоанализ при таком рассмотрении включает ориентацию и на ребенка (игровые методики и др.), и на среду (работа с родителями в виде различных форм семейной психотерапии).

Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать 6 вариантов этиопатогенетических факторов:

  1. ситуативные проблемы;
  2. проблемы в семейной системе;
  3. когнитивные и поведенческие проблемы;
  4. эмоциональные нарушения;
  5. нарушения развития и личностные расстройства;
  6. биологические отклонения.

Одного фактора недостаточно для полного понимания проблем ребенка, и лишь их сочетание в различных пропорциях ведет к построению удовлетворительной рабочей гипотезы.

В нашей стране проблемы детской психотерапии активно разрабатывались рядом авторов так называемой ленинградской школы, в первую очередь А. И. Захаровым, В. И. Гарбузовым, Э. Г. Эйдемиллером и М. И. Буяновым, А. С. Спиваковской, Ю. С. Шевченко и др. Методологической основой детской психотерапии является комплексное использование различных психотерапевтических подходов в рамках основных форм психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой) с учетом специфики и этапов онтогенетического развития.

Использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных (семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития ребенка (выделяются 5 этапов:

  1. период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений - 2,5-4 года;
  2. период застенчивости - 4-7 лет;
  3. период адаптации в массовой школе - 7-8 лет;
  4. период адаптации личности в коллективе - 9-11 лет;
  5. подростковый период - 11-20 лет),

а также возрастным уровнем преимущественного нервно-психического реагирования (выделяют 4 уровня):

  1. соматовегетативный - 0-3 года;
  2. психомоторный - 4-7 лет;
  3. аффективный - 5-10 лет;
  4. эмоционально-идеаторный - 11-17 лет).

Практически всеми указанными выше авторами отмечается, что незрелость личности ребенка, своеобразие психогенных факторов, ведущих к невротическому реагированию, такие особенности детской психики, как раздражительность, впечатлительность, склонность к фантазированию, аффективность, внушаемость и др., делают невозможным механический перенос методов психотерапии взрослых в детской психотерапии. Ведущая тенденция в психотерапии детей - переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологически дифференцированы его нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция. Так, например, при синдроме невропатии (который является наименее специфичным) возможности психотерапии ограниченны и заключаются главным образом в психотерапевтической коррекции воспитательных подходов матери. Такая ориентация в психотерапии маленьких детей на работу с системой «мать и дитя» объясняется особой важностью и симбиотическим характером взаимоотношений ребенка с матерью в первые годы жизни.

В периоде самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений выбор психотерапевтического метода обусловлен основными психологическими проблемами ребенка и включает в себя, помимо лечебно-педагогической коррекции неправильного стиля семейного воспитания (чаще в форме различных вариантов семейной психотерапии), методы детской игровой психотерапии, обеспечивающие оптимизацию взаимоотношений со сверстниками.

Психотерапия в периоде застенчивости также строится с учетом проблем ребенка; объем психотерапевтического воздействия расширяется и предполагает включение семейной и индивидуальной, ориентированной на разъяснение психотерапии. На этом этапе большое значение приобретает групповая психотерапия. Ее задача - эмоциональное отреагирование конфликтной ситуации в группе и десенсибилизация угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения и преодоления в игре.

Психотерапия в периоде адаптации в массовой школе в большей степени ориентирована на преодоление коммуникативных трудностей. Наряду с индивидуальной и семейной психотерапией активно используются поведенческие методы (контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, парадоксальная интенция, тренинг самоутверждения). Групповая психотерапия сочетается с семейной.

В подростковом периоде акцент в психотерапии все больше смещается на методы личностно-ориентированной психотерапии - семейную и групповую в их интеракционной и структурной моделях. На этом этапе поведенческие, особенно гипносуггестивные, методы психотерапии становятся все менее значимыми.

Таким образом, современная детская психотерапия строится на применении различных взаимодополняющих психотерапевтических методов с учетом этапов нервно-психического развития ребенка.