Что значит быть студентом колледжа? Четыре мифа о колледжах и техникумах В техникуме студенты или учащиеся

Несмотря на все старания Министерства образования, многие до сих пор считают, что учиться в колледже непрестижно. На самом же деле среднее специальное образование просто другое, не хуже и не лучше высшего. Колледжи нацелены на практическую подготовку будущих специалистов. Вузы же (в большинстве своем) ориентированы на формирование теоретической базы у студентов, а также на формирование научных и педагогических кадров. В чем заключаются преимущества, которые получает школьник, поступая в колледж? Разбираем в этом тексте.

Легче поступить (но это не точно)

Пока всех школьников ещё с детства запугивают страшилками про ЕГЭ, абитуриенты колледжей «спят спокойно». Ведь для поступления в профессиональные образовательные учреждения результаты госэкзамена не нужны. При поступлении учитываются оценки из школьного аттестата. В каком-то смысле это даже честнее. Ведь то, как школьник учился на протяжении нескольких лет, гораздо более очевидный показатель успеваемости, нежели единоразовый результат экзамена.

Меньше срок обучения

Поступая в колледж, учащийся получает возможность получить профессию в короткий срок. Сколько будет длиться обучение, зависит от выбранной специальности, а также от того, сколько классов школы окончил новоиспеченный студент. Как правило, чтобы получить специальность, нужно от 2 до 4 лет.
Например, в медицинском колледже № 1 г.Москвы срок обучения по направлению “Сестринское дело” для выпускников 9-го класса составляет 3 года 10 месяцев, а для выпускников 11-го класса – 2 года 10 месяцев.

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Эксперты НИУ ВШЭ развеяли основные мифы о среднем профессиональном образовании.

В колледжи и техникумы поступают 42% выпускников девятых классов школы. Однако СМИ все еще продолжают считать среднее профессиональное образование невостребованным и несовременным. Федор Дудырев рассказал, как на самом деле живут колледжи и техникумы. Он представил в НИУ ВШЭ новый Мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО , который проводится по заданию Минобрнауки.

Миф 1: студенты предпочитают вузы, а не колледжи

В массовом сознании существует клише о том, что программы среднего профобразования непопулярны и молодежь «единогласно» выбирает вузы.
На деле количество учащихся колледжей и техникумов составляет 2,73 млн человек. Учебу в вузах выбирают вдвое больше студентов (5,2 млн в 2014-2015 учебном году). Тем не менее, аудитория у колледжей и техникумов весьма существенная. И «эхо» демографического спада 1990-х годов - уменьшение числа абитуриентов - гораздо больше отразилось на высшей школе, чем на СПО (рис. 1). Так, с 2005 по 2015 год ежегодный прием в вузы упал на 600 тысяч человек. А на программы подготовки специалистов среднего звена (колледжи) - на 155 тысяч человек.

Рисунок 1. Аудитория высшего и среднего профессионального образования.

Если в высшей школе с 2013 по 2015 год количество поступающих продолжало падать, то в колледжах прием, наоборот, подрос.

Ширится «транзитный поток» учащихся - это те, кто идут «в вуз через колледж». Такие ребята с помощью учебы в организации СПО упрощают себе поступление в высшую школу. Дело в том, что у техникумов и колледжей есть партнерские программы с университетами, вузы могут иметь свои подразделения среднего профобразования и пр. "Доля людей с образованием СПО в общем приеме на программы высшего образования выросла с 28% в 2013 году до 37% в 2015 году", - говорит аналитик Института образования НИУ ВШЭ Алексей Шабалин. - Однако только 18% от выпуска СПО в 2015 году сразу же отправились в университет. Остальные выпускники колледжей и техникумов перед вузом успели поработать и отслужить в армии.

Среднее профобразование в цифрах:

→ 4,6 тысяч колледжей и техникумов обучают молодежь по программам среднего профобразования. Большинство регионов говорят о намерении «нарастить» долю поступающих в колледжи и техникумы;
→ 80% студентов учатся на специалистов среднего звена, 20% - готовятся быть квалифицированными рабочими и служащими;
→ 72% - доля бюджетного приема в учреждения СПО. Особенно важно, что колледжи и техникумы широко доступны для малообеспеченных людей. Около трети учащихся - ребята из неблагополучных семей, 4-6% - сироты.

Миф 2: в техникумы идут только слабые учащиеся

Социальный «резервуар» для двоечников - так СМИ нередко расценивают организации среднего профобразования. Считается, что в колледжи и техникумы идут те, кто «не потянет» учебу в старших классах.

В действительности в систему СПО идут ребята с разной успеваемостью. Средний балл основного государственного экзамена (ОГЭ, ранее - ГИА) у абитуриентов колледжей и техникумов - 3,77, но он малоинформативен. По специальностям картина неоднородна. Так, в медицинские колледжи и колледжи культуры (музыкальные, хореографические и пр.) поступают ребята со средними баллами ОГЭ от 4,5 до 4,7. В то же время у тех, кто выбирает сельскохозяйственные профессии, средний балл ниже среднего - в районе 3,2.

Миф 3: колледжи предлагают мало специальностей

В учреждениях СПО небольшой набор и недостаточно профилей обучения - таково еще одно клише.

На деле в большинстве заведений учатся до 1000 человек. Есть и организации-рекордсмены - например, в Пензе (7,5 тысяч студентов) и в Тюмени (6,5 тысяч учащихся). Это многопрофильные колледжи. Количество специальностей в них может доходить до двадцати. Стандартный «джентльменский набор» - от восьми до пятнадцати программ.

Сельские колледжи - как правило, узкоспециализированные, они действительно принимают намного меньше учащихся (бывает до сотни). Это связано с объективными проблемами: сокращением жителей села, «исходом» молодых людей в город. Однако такие организации играют огромную роль: удерживают молодежь на селе, помогают ей социализироваться и обучают профессиям, нужным местному хозяйству.

Самые популярные специальности

→ все охотнее учащиеся выбирают профессии повара-кондитера и автомеханика. Также молодежь идет в техникумы за дипломом специалиста по компьютерному программированию и информационной безопасности, дизайну, гостиничному сервису.
→ востребованы также транспортные специальности: в колледжах учатся будущие железнодорожники и моряки.
→ в регионах растет популярность строительных специальностей. Если в СССР в области СПО лидировало машиностроение, то теперь быстро и уверенно развиваются строительные колледжи.

Миф 4: педагоги пожилые и несовременные

В техникумах и колледжах преобладают пожилые педагоги (штатные преподаватели и мастера производственного обучения), считают СМИ.

Но по факту во многих регионах идет омоложение кадров. «Видны управленческие воздействия - например, система грантов для молодых преподавателей», - пояснил исследователь.

Доля педагогов пенсионного возраста (50-59 лет и более 60 лет; рис. 2) составляет 46%. Доля совсем молодых преподавателей, а также тех, кому 30-39 лет и 40-49 лет, суммарно достигает 54%. Причем среди них преобладают педагоги «золотого возраста» - от 30 до 49 лет (41,2%), достаточно опытные, но в то же время открытые для профессионального развития и инноваций.


Рисунок 2. Возрастные категории штатных преподавателей и мастеров производственного обучения.

Таким образом, система профобразования развивается достаточно успешно. У нее есть и господдержка, и востребованность со стороны семей, заключил Федор Дудырев.

В этот день на переменах в колледже царит веселая, но вместе с тем деловая атмосфера. На разных «точках» студенты рассказывают о вреде курения, устраивают мини-первенство по настольному теннису и шахматам, занимаются творчеством. Как говорят сами студенты, такие акции делают жизнь в колледже разнообразней, приучат ребят к спорту, ну и, безусловно, заставляют еще раз задуматься о пагубности некоторых привычек.

В феврале проходят встречи ректората МосГУ, деканов факультетов с выпускниками колледжа и их родителями. В общей сложности на них присутствовало более 600 человек. Проректор по экономическим вопросам Агеев Сергей Анатольевич традиционно дал развёрнутую и подробную информацию о процедуре поступления в Университет после колледжа, представители факультетов рассказали об учебном процессе и перспективах обучения на всех интересующих родителей специальностях.

Как учатся в колледже, или Все о среднем профессиональном образовании

Как учатся в колледже? Фактически так же, как и в вузе. Но с той разницей, что обязательной составляющей является получение опыта работы по выбранной специальности. Ну и порядок зачисления не такой серьезный, как в высших учебных заведениях. В колледж можно поступить после 9 класса на базе ГИА, после 11 — по ЕГЭ. Чаще всего достаточно просто предоставить аттестат. И тогда абитуриента зачислят на ту или иную специальность. Получается, что поступление в училище более простое.

Колледж в данной области предлагает больше возможностей. Почему? Обычно здесь отводится специальное время для работы, а точнее, для практики. Фактически ребенок будет и учиться, и получать трудовой опыт, которого так не хватает выпускникам вузов. Практика — обязательная составляющая обучения в училище. Без нее не обойтись.

Студенты в колледже

В зависимости от формы обучения, различают студента «очника», «заочника» и «вечерника». Студенты очной формы обучения пользуются большим «пакетом» привилегий: получают государственную стипендию , имеют право пользоваться студенческим проездным билетом, бесплатно питаться, при необходимости проживать в общежитиях учебного заведения, участвовать в конкурсах и дополнительных стипендиальных программах. Срок обучения составляет 5 лет (специалист ). Студенты заочной формы учатся без отрыва от работы. Как и студентам вечерних отделений, им не полагаются стипендии, студенческие проездные. Студенты «заочники» и «вечерники» учатся 6 лет (специалист).

Не менее интересна российская студенческая история. Так, до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, которые не имели практического опыта работы. А в советское время студентами называли лишь учащихся вузов. Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях именовались учащимися, в военно-учебных - курсантами и слушателями.

2-й ведущий : Пришла пора предоставить слово вашим кураторам (классным руководителям). Именно они будут вашими няньками все эти трудные, но интересные годы учебы. Это они будут отстаивать вас перед деканатом и комиссией по студенческим стипендиям. Это они будут ежедневно звонить вашим родителям перед началом сессии или в конце семестра и напоминать им, что их дети пока еще студенты. Это они будут несколько лет не только делить с вами горести и радости, но и станут надежным «буфером» между вами и администрацией нашего техникума (колледжа). Итак, встречайте.

2-й ведущий: Сегодня в этом зале присутствуют будущие юристы. Если юристы в зале, просим вас подняться и показать себя во всей красе. (Если в данном УСПО есть первокурсники-юристы, то они поднимаются с мест, а все присутствующие их приветствуют.)

Студенты в колледже

Огромное внимание при выборе учебного заведения стоит уделить Студенческой жизни внутри колледжа или техникума . Ведь студенческая жизнь является важной составляющей при развитии и реализации всего творческого потенциала будущего специалиста.

У каждого колледжа или техникума, конечно же, присутствует своя уникальная программа студенческого развития . При этом само название «студенческая жизнь» может подразумевать под собой множество аспектов деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе. К ним можно отнести:

Студент убил преподавателя ОБЖ и себя в колледже в Москве

В настоящее время на месте преступления работают следователи и криминалисты. Проводится комплекс следственных действий, направленный на установление обстоятельств произошедшего и лиц, причастных к совершению преступления. Оперативники опрашивают руководство колледжа, коллег убитого педагога и однокурсников студента.

Зашедший после перемены в класс педагог обнаружил сначала тело 44-летнего учителя по ОБЖ Сергея Данилова. У него было перерезано горло. Чуть позднее в конце класса было найдено тело 18-летнего ученика 3 курса колледжа Андрея Е. Раны на его теле были идентичными.

Правила внутреннего распорядка

1.20 При проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию и иностранному языку, а также при выполнении курсовой работы и на учебных практиках учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

1.22 Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности и практика квалификационная (преддипломная) проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между колледжем и этими организациями.

Студент московского колледжа убил преподавателя в день своего отчисления

«Сегодня должен был быть педсовет. На нем должны были решать, кого из студентов отчислят. Этот Андрей был первым претендентом. Потому что учился плохо, — рассказал корреспонденту » КП » четверокурсник Виктор Чуканов, — У Андрея был нервный срыв на фоне учебы и предстоящего отчисления. На последней фотографии — уже после убийства — он улыбается».

Сразу два трупа обнаружили в учебном кабинете колледжа «Западный комплекс непрерывного образования» на улице Гвардейской — 44-летнего преподавателя ОБЖ и его 18-летнего студента Андрея Емельянникова. У обоих на шее следы от насильственной смерти и колото-резаные ранения.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении - самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль - студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Сценарий посвящения в студенты в колледже

Подготовительная работа . Праздник посвящения в студенты должен быть торжественным мероприятием. Поэтому некоторые моменты сценария могут носить ритуальный характер. Элементы ритуальности праздника могут стать традиционными - это усилит их эмоциональную эффективность. Поэтому при доработках и изменениях данного сценария целесообразно смысл тех или иных ритуалов сохранить.

Вы решили получить профессиональные знания в своем любимом деле. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство из вас именно это любимое дело, желание превратить его в любимую профессию и привело в наше училище (лицей). Мы, преподаватели и Мастера, рады этому и готовы помочь вам пойти по избранному пути. Часть из вас уже сделали первые шаги, некоторые лишь вступают на эту дорогу.

1.1.1. Учащиеся учебных заведений среднего специального образования

Какие учебные заведения дают среднее специальное образование?
Среднее специальное образование можно получить в техникуме, училище или колледже. Техникумы и училища обучают студентов по программам среднего образования обычного уровня, а колледжи – по программам среднего образования обычного и повышенного уровня.
Среднее образование можно получить в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Студенты могут сочетать разные формы обучения.

Что входит в программу среднего специального образования?
Программа среднего образования состоит из двух частей – основного обучения и дополнительной подготовки, которая длится не более года. Она включает производственную практику и углубленную подготовку по некоторым предметам. Максимальный срок получения среднего образования после окончания девяти классов – четыре года.
В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое и лабораторное занятия, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы); могут проводиться и другие виды учебных занятий.
Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.
В среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

Каков срок обучения в учебном заведении среднего специального образования?
В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Срок обучения после девятого класса должен быть не менее трех лет.
Заочники учатся на год больше студентов очной формы.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в срок, который указан в учебном плане по профессии, которой обучается студент, и форме его обучения (очная, вечерняя, заочная или экстернат). Начало учебного года может переноситься средним специальным учебным заведением по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
Это означает, что при вечерней форме обучения студенты должны начать учиться не ранее 1 августа и не позже 1 октября, а при заочной форме обучения – не ранее 1 июня и не позже 1 декабря.
Обучение заканчивается итоговыми экзаменами, после которых выдается диплом о среднем образовании. В нем указаны специальность и разряд. Там же может быть сделана запись о прохождении углубленной подготовки по тем или иным предметам.
Продолжительность занятий рассчитывается в академических часах. Академический час составляет 45 мин.
Продолжительность учебной недели должна быть не больше 36 академических часов. При пятидневной учебной неделе ежедневно студенты должны иметь 3,5 пары в день. Дома они должны заниматься не более 18 академических часов в неделю, т. е. не больше 3,6 часа в день. Обучающиеся на вечерних отделениях должны проводить в учебном заведении не более 16 академических часов (восемь пар) в неделю; на заочных – не менее 160 академических часов в учебном году.
Заочники посещают учебное заведение во время сессии или обязательных занятий (которые проводятся редко и должны занимать не больше восьми академических часов в день). Сессия продолжается четыре – шесть недель на всех курсах, кроме последнего, и три – шесть недель на последнем курсе. Кроме того, выпускники сдают государственные экзамены (в течение четырех или восьми недель) и преддипломную практику, длящуюся четыре недели. Заочники имеют право на консультации с преподавателями продолжительностью не менее четырех академических часов в учебном году.

Регулируется ли численность студентов в группе при обучении в среднем специальном заведении? Какова их численность?
В группах на очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении должно быть не более 30 человек, на вечерней и заочной – 20 человек. Причем группа может делиться на подгруппы, в которых должно быть не более восьми человек. Деление на подгруппы осуществляется на лабораторных и практических занятиях, на занятиях по физкультуре и другим предметам, перечень которых определяет учебное заведение, а также когда студенты выполняют курсовую работу и проходят производственное обучение в мастерских. Занятия могут проводиться с группами или подгруппами, в которых учится меньше студентов, или даже с отдельными студентами, если этого требуют особенности специального образовательного учреждения.

Кто может поступить в среднее специальное учебное заведение?
В среднее профессиональное образовательное учреждение могут приниматься граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование.
Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР, могут приниматься в образовательные учреждения среднего профессионального образования на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Какие экзамены сдаются при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение?
Общеобразовательными предметами, из числа которых образовательное учреждение среднего профессионального образования может определять свой перечень вступительных испытаний, являются русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранный язык.
Образовательное учреждение среднего профессионального образования может предоставлять поступающим право сдавать по их выбору вступительные испытания по информатике в качестве альтернативных одному из вступительных испытаний.
Вступительные испытания по предметам «обществознание» и «информатика» проводятся только при приеме на базе среднего (полного) общего образования.
Не допускается проведение вступительных испытаний по отдельным разделам предмета «обществознание».
Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут также проводить вступительные испытания по языкам народов Российской Федерации при приеме на обучение по специальностям, освоение которых требует знания языков (по педагогическим специальностям, специальностям в области культуры, экономики и управления и т. д.), а также если преподавание в образовательном учреждении по специальности, на которую осуществляется прием, ведется на соответствующем языке.
При приеме на обучение по специальностям, где требуется проверка каких-либо специальных знаний и умений (в области культуры, искусства, физической культуры, архитектуры, по отдельным педагогическим и гуманитарно-социальным специальностям, специальностям в области технологии товаров широкого потребления и т. д.), могут проводиться вступительные испытания по специальности (в области музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии и др.).
Вступительные испытания могут проводиться в форме устного или письменного экзамена, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра или в иной форме, определяемой правилами приема, разрабатываемыми самим образовательным учреждением.
Среднее специальное образовательное учреждение может засчитывать в качестве вступительных испытаний для участия в конкурсе (наряду с результатами вступительных испытаний) результаты:
централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Минобразования России;
олимпиад (для победителей) и иных аналогичных мероприятий (для победителей), проводимых с разрешения федеральных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования или высшие учебные заведения;
региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъектов РФ;
вступительных испытаний, проведенных в данном календарном году, в другое государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования или государственное или муниципальное высшее учебное заведение.
Засчитывание результатов сдачи выпускных экзаменов на платных курсах при образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается.

Предусмотрено ли в программе обучения прохождение практики по специальности? Если практика предусмотрена, то какая – на производстве, преддипломная или иная?
Студенты, обучающиеся в среднем специальном заведении, должны пройти в процессе обучения производственную (профессиональную) практику, которая включает в себя три этапа: практика на получение первичных профессиональных умений и навыков (учебная практика), практика по профилю специальности (технологическая практика), преддипломная практика (квалификационная практика, или стажировка).
Производственная (профессиональная) практика направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения. Цель учебной практики – выработать первичные профессиональные умения и навыки, подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Практика по профилю специальности (технологическая) направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта.
Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится для овладения первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов к дипломному проекту (работе).
Технологическая и преддипломная производственная практика студентов проводится, как правило, в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и средним специальным учебным заведением.
Производственная (профессиональная) практика проводится в форме:
уроков производственного обучения;
практических занятий;
производственной деятельности по изготовлению студентами в учебно-производственных мастерских наглядных пособий, технических средств обучения, учебной мебели и другой товарной продукции, технология изготовления которой отвечает требованиям программы практики;
участия студентов в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской работе.
Производственная (профессиональная) практика может проходить как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.
Стажировка студентов является одним из видов проведения преддипломной практики. Она проводится в случаях, если итоговая государственная аттестация не предусматривает выполнения дипломного проекта (работы).

В каких случаях учащийся может быть отчислен из среднего специального учебного заведения?
Согласно Положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 года № 160, к студентам могут применяться дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения за невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка.
Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Порядок отчисления студентов определяется уставом среднего специального учебного заведения.

Совмещая работу и учебу в среднем специальном учебном заведении, имеет ли студент право на дополнительный учебный отпуск? Если да, то какова его продолжительность?
Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.
Например, студенты, которые обучаются на заочной и вечерней формах обучения, имеют право на дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
сдачи промежуточных экзаменов на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на следующих – по 40 календарных дней;
подготовки и защиты диплома и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам, поступающим в среднее специальное учебное заведение, продолжительностью десять календарных дней, а также студентам-очникам аккредитованных учебных заведений, которые совмещают учебу с работой:
а) для сдачи промежуточных экзаменов – десять календарных дней в учебном году;
б) для подготовки и защиты диплома и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца, для сдачи итоговых экзаменов (в конце каждого учебного года) – один месяц.
Студентам-заочникам аккредитованных специальных образовательных учреждений работодатель один раз в учебном году должен оплачивать проезд к месту учебы и обратно в размере 50% стоимости проезда.
Студентам вечерних и заочных отделений аккредитованных учебных заведений работодатель по их заявлению за десять учебных месяцев до подготовки диплома или сдачи государственных экзаменов устанавливает рабочую неделю, сокращенную на семь часов. Работник и работодатель могут договориться о том, чтобы рабочее время было сокращено за счет предоставления одного свободного дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в среднем специальном учебном заведении, не имеющем государственной аккредитации, устанавливаются в трудовом договоре, который работник подписывает при приеме на работу.
Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы предоставляются:
лицам, допущенным к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение, в размере 15 календарных дней;
слушателям подготовительных курсов при вузах для сдачи выпускных экзаменов – 15 календарных дней;
студентам очной формы обучения, которые совмещают учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов – 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломной работы со сдачей выпускных государственных экзаменов – четыре месяца; один месяц, если сдаются только выпускные государственные экзамены.

Можно ли закончить обучение в училище в сокращенные сроки, а не в предусмотренные программой?
Обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и способностей.
Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования проводится на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.
Сокращенная образовательная программа среднего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа среднего профессионального образования).
Обучение по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования осуществляется на добровольной основе по заявлению лица, желающего обучаться по указанной образовательной программе.
Желание обучаться по сокращенной или ускоренной образовательной программам среднего профессионального образования может быть изложено при подаче документов для поступления в образовательное учреждение (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи заявления на имя руководителя образовательного учреждения.
Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения, и этапов производственной (профессиональной) практики, пройденных в процессе предшествующего обучения.
Перезачет проводится путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой образовательным учреждением.
Допускается принятие положительного решения о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае должен быть определен график ликвидации академической задолженности, возникшей при переходе к обучению по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования.
Решение о возможности обучения студента по ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением по итогам промежуточной аттестации на основании заявления студента и оформляется распорядительным документом образовательного учреждения.
Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования, не может продолжать обучение по данной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки или способностей или по другим причинам), то он переводится на обучение по образовательной программе с полным сроком освоения (при наличии в образовательном учреждении такого варианта реализации образовательной программы).
Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе на базе начального профессионального образования осуществляется при наличии у студента законченного начального профессионального образования того или иного профиля и среднего (полного) общего образования. Рекомендуемое сокращение срока составляет не более одного года.
профильной подготовки, полученной параллельно с обучением в общеобразовательном учреждении , осуществляется при соответствии профессиональной направленности профильной подготовки и специальности среднего профессионального образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе профильной подготовки составляет не более одного года.
Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента среднего профессионального или высшего профессионального образования (в том числе незаконченного среднего профессионального или высшего профессионального образования) осуществляется как при соответствии, так и при несоответствии профилей предшествующего и получаемого образования. Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования зависит от степени родственности предшествующего и получаемого образования и законченности предшествующего образования и устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.

1.1.2. Учащиеся учебных заведений среднего полного образования

Какова структура общеобразовательных заведений, дающих полное общее образование?
Полное общее образование дают следующие учебные заведения: школы, гимназии, лицеи.
Полное общее среднее образование включает в себя три ступени общего образования – начальное общее образование (4 класса), основное общее образование (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11 классы).

Какие права имеют школьники (учащиеся) и их родители?
Школьники государственных и муниципальных образовательных учреждений имеют право на:
получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного);
обучение по индивидуальному учебному плану (указывается в уставе основного общеобразовательного учреждения), ускоренный курс обучения;
бесплатное пользование библиотеками, интернет-классами и т. п.;
получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
участие в управлении основного общеобразовательного учреждения в форме, определяемой его уставом (совет школы, школьный парламент и т. п.).
Родители (опекуны, попечители) школьников имеют право выбирать школу и форму получения образования, защищать права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, которая определена ее уставом.

В каких случаях школьник остается на второй год, а в каких отчисляется из учебного заведения?
Ученики 1-9 классов, имеющие неудовлетворительные оценки по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (опекунов, попечителей) могут быть оставлены на второй год, либо переведены в классы компенсирующего обучения, либо продолжат обучение в форме семейного образования (в школе они сдают только экзамены).
Исключить из учебного заведения школьника, которому исполнилось 14 лет, можно по решению педсовета за совершение противоправных действий (административных правонарушений – только тех, которые перечислены в Кодексе об административных правонарушениях, или преступлений), а также за грубые и неоднократные нарушения устава школы. В течение месяца после отчисления отдел по образованию местной администрации совместно с родителями (опекунами, попечителями) исключенного принимают меры к его трудоустройству или продолжению учебы в другом учебном заведении.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
Школьникам, которых исключили из школы в 5-11 классах, выдаются справки установленного образца.
Школьники, у которых нет двоек по итогам учебного года, переводятся в следующий класс. Условно переводятся те, у кого есть двойка по одному предмету по итогам учебного года. В таком случае школьник должен исправить неудовлетворительную оценку в следующем учебном году.

Кто несет ответственность за противоправные действия школьника во время его пребывания в школе?
Если школьник, не достигший 14 лет, совершил противоправное действие, например разбил стекло, избил другого школьника, ответственность за него несут его родители. Родители несут ответственность и за несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, если ребенок сам не зарабатывает и не имеет иного дохода.
Если ребенок совершил противоправное действие в период пребывания в школе, больнице или другом учреждении, в котором за ним осуществляется надзор (во время уроков, в период лечения), то за вред, причиненный ребенком, отвечает это учреждение или конкретное лицо, если не докажет, что оно выполняло свои обязанности и не виновато в том, что был причинен вред.
Под виной учебных и лечебных учреждений понимается недосмотр за детьми во время причинения вреда.
Что такое обучение в форме экстерната?
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.