Что узнал игнатьич о матрене. Образ Матрены в рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицына. Как рассказчик оказался в деревне Тальново

«Не стоит село без праведника»

(по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»).

Цели: 1) показать тему праведничества в русской литературе

на примере рассказа Солженицына; раскрыть идейно-

художественные особенности произведения;

2) продолжить формирование умения выстраивать цепь

рассуждения, аргументировать, сравнивать

3) вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю; продолжить развитие коммуникативных способностей обучающихся, формирование эмоционально–ценностного отношения к миру и человеку.

Методы и приемы: метод исследовательских заданий: анализ художественного произведения, лингвистическая работа над диалектамами,

сравнение (работа с произведением Некрасова), аналитическая беседа.

Технология педагогической мастерской

Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год - Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд... Но кони всё скачут и скачут... А избы горят и горят.

Наум Коржавин (1960)

Ход:

    Индуктор

Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегод­няшнего урока, посвящённого знакомству с рассказом А.Солженицына «Матрёнин двор».

Создавая рассказ, писатель об­ращался не только к опыту Н.С. Лескова, но и к твор­честву Н.А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А.И. Солженицына и её предшественниц.

2) Актуализация знаний.

Дома вы должны были поработать со словарями и выяснить значение слова «праведник».

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой:

«Праведник - у верующих: чело­век, который живёт праведной жизнью, не имеет гре­хов. Праведный - благочестивый, безгрешный, соот­ветствующий религиозным нормам».

«Полный православный богословский энцик­лопедический словарь» даёт такое толкование:

«Праведники - или праведные - название свя­тых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица чтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью».

Академический словарь русского языка:

    Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

    Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

3) Самоконструкция

- Что общего в этих определениях?

(определения даются с точки зрения религиозной морали)

Выберите и запишите то определение, которое на ваш взгляд больше всего подходит для героини рассказа Солженицына Матрёны Васильевны.

Обменяйтесь в группах своими представлениями и ощущениями и подготовьте от группы первоначальное представление о том, почемуА.И. Солженицын назвал свою героиню праведником

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

4) Анализ рассказа по главам. Работа в группах

Задание: в краткой форме изложить содержание главы согласно плану

I группа «Знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой».

Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрёны?

Что же представляла собой изба, в которой довелось ему жить?

Как же устроила Матрёна Васильевна свой быт?

Ка­кие черты характера героини выявляются?

Какой мы видим Матрёну в работе?

Понаблюдаем за речью героини.

II группа «Рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви»

Как раскрывается образ главной героини в ее рассказе о себе?

Что предвещает гибель Матрёны?

Каковы её мысли и поведение накануне трагических событий?

А как относилась к труду Матрёна?

III группа «Смерть и после смерти».

Каковы причины гибели героини? Что же погубило ее? Кто виноват в ее смерти?

Какими в рассказе предст али перед нами Фаддей Миронович и родня Матрены?

Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Каково символическое значение поезда в произведениях литературы 20-го века? У кого мы ещё встречаемся с таким символом?

5) Афиширование.

Защита письменных работ.

Примерные результаты по итогам работы в группах

«Знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой».

Шёл 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». (Нутряной - перен. глухой.)

Он поселился на станции «Торфопродукт» во Влади­мирской области.

(Желадный - диалектное: "жаждущий, же­лающий"; потай - диалектное: вводное слово "наверное".)

Молочница привела его в деревню Тальново. В не­скольких избах ему было отказано: «везде было тесно и лопотно».

(Лопотно - от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Лопотно - значит, шумно.)

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашёл их в избе Матрёны Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

(Кондовый - исконный, сохранивший старые обы­чаи, устои - устар.)

(Некрасная сторона - северная; мосты - то же, что сени - помещение между жилой частью и крыль­цом; горница - отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.); подклеть - нижний, обычно нежилой, этаж дома.)

Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: «у неё не так уборно, в запущи живёт», у других будет «угожей». (Уборно - убрано, чисто; запущь - от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); угожей - сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Но зато «деликатна», не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра ду­шой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глин­ки), незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.

Речь Матрены - это речь крестьянской женщины из глубинки. "Не умемши, не варёмши - как утрафишь", - пре­дупреждала она квартиранта. (Утрафить - диалектное: от потрафить - угодить).

В речи героини встречают­ся слова: "к ужоткому", то есть к вечеру (прост.); "ле-тось" - в прошлом году; "бывалоча" - бывало, рань­ше; "пособить" - помочь; "иззаботилась" - устала от забот, приставка из- придаёт значение многократности действия, слово образовано по модели "избегалась", "ис­переживалась". Очень интересно в речи героини слово "дуель". Оно образовано наложением двух слов: "дует" и "метель".

Коня Матрёна называет "стиховым", буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов "стихия, сти­хийный". Героиня боялась "молоньи". Это простореч­ное слово, употребляемое деревенскими людьми.

Заготовка торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что "спина никогда не заживает"), помощь колхозу, помощь односельчанам ("Ни одна пахота огорода не об­ ходилась без Матрёны"). Все окружающие пользу ются её добротой, безотказностью, а сами обнару живают корысть, бессовестность, бессердечие. Как всякая крестьянская женщина, Матрё на большую часть времени проводила в работе.
Работа была для неё верным средством вернуть хорошее расположение духа.

«Рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви»

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я … На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена.” Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден. У Матрены с Ефимом дети не стояли: “до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Ей за­вещала она после смерти горницу. Из-за неё, из-за гор­ ницы, и случилась беда.

Нелегко Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жиз­ни;

До конца Матрёна не изменит себе. Сейчас никто уже не просит её о помощи, но она бежит "пособить". Не к добру после её ухода "развозились мыши".

«Смерть и после смерти».

Трагедия случилась на железнодорожном переезде. Матрёна погибла на железной дороге. Но получается, что ее погубила людская жадность, халатность, корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Же­лезный" - символ: холодный, бесчувственный, бесчело­вечный. Тема роковой "железки" возникает у Н.А. Не­красова, Льва Толстого, А.А. Блока, С.А. Есенина...

На деревянную Русь наступает жестокий железный век. Фаддей и является воплощением этого агрессивно­го мира, безжалостного и бесчеловечного. Он совершен­но ополоумел от жадности: погубил сына, женщину, ко­торую некогда любил, зятя, которого должны будут су­дить, дочь, у которой помешался разум. Фаддей, алчный, озверелый стяжатель, жадный хищник, разрушил лад в доме Матрёны, силой втёрся в её жизнь и погубил.

Символично, что в эти дни и "мышами овладело безумие". Создаётся впечатление, что весь мир безумен.

Безусловно, важнейшей страницей рассказа являет­ся описание плача в день похорон Матрены.

Плач этот дорисовывает образ героини, отношение к ней окружающих . Обращают внимание глаголы, которые ис­пользует автор, описывая действия сестёр: "слетелись" (как вороньё, почуяв мертвечину), "захватили", "запер­ли", "выпотрошили". Им не жаль сестры, главное - захватить добро.

Одна Кира выглядит человеком среди этой стаи воро­нья. Одна она жалеет Матрёну - значит, сумела Мат­рёна сформировать в ней душу, способность к сожале­нию, человечность. Плач переходит в политику, ис­полнение "Достойно есть" в недостойное оживление, "Вечная память" - в беспамятство.

Только сейчас Игнатьичу, который жил бок о бок с героиней, открылся её действительный образ. И пове­ствователь воспринимает её теперь не иначе как пра­ведницу.

6) Работа с эпиграфом.

Мы уже говорили в начале урока, что у героини А.И. Солженицына есть предшественницы.
Обратимся к эпиграфу. О героине какого произведения вы вспомнили?

(поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Задание по группам: обучащиеся представ­ляют материал и сопоставляют образы Матрёны Ти­мофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорье­вой.

Заполнение таблицы

Матрёна Тимофеевна Корчагина

Матрёна Васильевна Григорьева

"...Пал на сердце Филипп!" - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея "без малого не вышла... Война гер­манская началась".

Дай башмаки Олёнушке [золовке], // Жена! - сказал Филипп. // А я не вдруг ответила. // Корчагу подымала я, // Такая тягость: вымолвить // Я слова не могла. // Филипп Ильич прогневался, // Пождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

"Меня сам ни разику не бил... То есть бил-таки раз - я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил"... Все мешки были мои, по пять пудов тяжелью не считала..." (Ещё раз сосчитаем: 16 х 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Дёмушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрёны - жены Фаддея. Из них - Кира, отданная в приёмыши.)

Потуги лошадиные // Несли мы; погуляла я, // Как ме­рин, в бороне!

"Тальновские бабы установили доточно, что одной вско­пать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрёну в помощь".

Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет "ключи от счастья женского" так и не отыскались, а "до­люшка женская" не стала легче.

7) Разрыв

Какой смысл вкладывал писатель в понятие «праведничество»?

Для того чтобы легче было ответить на этот вопрос, давайте обратимся к критической литературе.

«…Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро и не сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину.»

(А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)

«Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.» А. И. Солженицын

Вывод:

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл.

Судьба героини рассказа прочно связана с судьбой русской де­ревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них "не стоять селу". О младшей сестре Матрёны - старухе Дарье - напишет позже В.Распутин (повесть «Прощание с Матё­рой»). Он же создаст и образ праведника. Это будет ге­рой повести «Пожар» Иван Петрович Егоров. Знаком­ство с ними у нас впереди.

8) Рефлексия.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Женская судьба. Век XIX , XX , XXI …»

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1601.

А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче-ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то-талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове-ка, Солженицын создает очень интересный образ рас-сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи-сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла-герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за-держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей-ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ-чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут-ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить-ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст-во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха-рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь-ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз-ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по-вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре-ны она полна просторечными и устаревшими слова-ми, многие из которых придуманы ею самой, диа-лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля-ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна-чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи-сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге-роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице-мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат-рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин-ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по-нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.

И краткое содержание ] повествование звучит как внутренняя речь Шухова . В «Случае на станции Кочетовка » рассказ ведет как бы стоящий за кулисами автор. В «Матрёнином дворе» рассказчик – одно из действующих лиц, свидетель и комментатор совершающихся на его глазах событий. Это, несомненно, автопортрет, но замаскированный и поднятый до уровня некоего обобщения.

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

«Рассказ полностью автобиографичен», – говорится в примечаниях к «Матрёнину двору». Однако ведь не случайно повествователя Солженицын называет Игнатич, а не Исаич. Писатель отделяет себя от своего героя, несмотря на их явную и несомненную близость. Выражается она не только в сходстве биографий, но прежде всего в лирической тональности всего повествования. Душа автора так и светится в каждом слове: в оценке людей и событий, в общих раздумьях о жизни и смерти, о добре и зле. И слышится на протяжении всего рассказа какая-то непередаваемая словами, за душу хватающая мелодия – чистая, высокая и печальная.

В системе образов «Матрёнина двора» учитель Игнатич – лицо не менее значительное, нежели сама Матрёна .

Представляется слишком узкой трактовка рассказа как произведения, прославляющего так называемое «патриархальное» крестьянство. Понятие праведничества вряд ли можно ограничить рамками той или иной социальной среды. Это понятие совсем из другой области – из сферы нравственной. И в рассказе Солженицына рядом с праведницей-крестьянкой стоит другой праведник – многострадальный русский интеллигент. Несмотря на различие культурных традиций, психологии, интересов, интеллектуального уровня, есть нечто главное, что сближает этих людей и связывает светлыми нитями духовного родства .

Прежде всего, к Игнатичу применимы слова, сказанные о героине рассказа: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной». Жертвой несправедливостей оказался и он. О прошлом этого человека говорится скупо, но и сказанного достаточно. Мимоходом упоминается, что он много лет просидел в тюрьме , что туго ему там приходилось («Телогрейка эта была мне память, она грела меня в тяжелые годы».) Ассоциации с пережитым вызывают и слова, как бы брошенные между прочим: «Неприятно это очень, когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях».

Особенно глубоко в мир рассказчика помогает проникнуть самое начало «Матрёнина двора». О перенесенных им страданиях, о том, как лагерь перевернул душу, обогатил горьким опытом, искалечил болью, научил по-новому воспринимать жизнь, – обо всем этом прямо ничего не говорится. Но между строк раскрывается мироощущение автора-повествователя, просветленное в горниле страданий.

По мысли протоиерея А. Шмемана, приобретенный Солженицыным опыт войны , опыт тюрьмы и опыт возвращения на свободу, – это опыт целого поколения. В двух предыдущих рассказах, – можем мы продолжить эту мысль, – запечатлен опыт тюрьмы и войны. В «Матрёнином дворе» запечатлен «опыт возвращения из тюрьмы, из концлагеря в жизнь, в свой мир, переставший быть "своим"». Во всей ткани рассказа, в каждой клеточке его отражено «это возвращение в жизнь с выстраданной отрешенностью от нее, с мучительным ясновидением правды, способностью по-новому, свободно видеть и оценивать все на выверенных страданием весах совести...» .

Глубоко и точно раскрыт в этих словах, сказанных об авторе рассказа, духовный мир учителя Игнатича. Именно такого рода новое видение жизни и привело его в деревенскую глушь, помогло найти и оценить Матрёну.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять», – так после краткого вступления начинается рассказ о судьбе двух праведников.

Как и Матрёна, автор-повествователь один во всем мире. Но душа его полна любви. Не к какому-то человеку, а к России, по которой он истосковался, к ее людям, языку, природе. Он говорит: «Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».

В сердце Матрёны неосознанно таится та же любовь. Вспомним ее желание сфотографироваться у старинного стана. «Видно, привлекало ее изобразить себя в старине», – замечает автор. Вспомним ее манеру говорить в стиле старинных причетов и песен. Этих двух, казалось бы, столь разных людей сближает внутренняя принадлежность к той древней духовной культуре, которую вытеснила и вечная забота о куске хлеба, и пришедшая на место старой – нынешняя лжекультура.

Игнатичу бесконечно дорог мир, с которым связана вся жизнь Матрёны. Жадно вслушивается он в звуки родной речи. Слова женщины, продававшей молоко, «были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии », – рассказывает автор о поисках уголка, где хотелось ему поселиться. И названия окрестных деревень веселят его душу: «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». Так пошел он за родным словом, как Иванушка в сказке за путеводным клубочком, и привело его это слово в избу Матрёны. Здесь одинокий, усталый человек обрел родную душу и желанный покой.

Люблю песчаный косогор.
Перед избушкой две рябины;
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых...

«Милей этого места, – вспоминает рассказчик, – мне не приглянулось во всей деревне; две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки...». Даже не столько совпадение деталей, сколько общая тональность обоих пейзажей свидетельствует о сходных чувствах писателя и поэта. Сходен в чем-то и их скромный жизненный идеал. Пушкин говорит:

Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

В этих словах – и усталость от жизни, и тоска по независимости, столь естественная для «усталого раба», и пренебрежение к материальным благам. И Игнатич счастлив горьким счастьем бывшего зэка, «усталого раба», обретя тихий угол и родную душу. Идеальной хозяйкой (хотя и не в пушкинском значении этого слова) стала для него Матрёна.

Внутренняя близость постояльца и хозяйки двора проявляется прежде всего в равнодушии к житейским мелочам: к еде, к вещам, к тому, что принято называть «добром». Он прекрасно себя чувствует в бедной Матрёниной избе, безропотно ест изо дня в день «картовь и суп картонный», потому что его, как и Матрёну, жизнь научила «не в еде находить смысл повседневного существования». Ценит он нечто куда более важное: «Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица».

Их быт, привычки, потребности сходны даже в мелочах. Так, Матрёна укрывается «неопределенным темным тряпьем». Игнатич – тулупом да лагерной телогрейкой, «а снизу мешок, набитый соломой».

Сближает этих двух людей и отношение к труду. Матрёна с утра до вечера была чем-то занята. И ее постояльца мы видим обычно склонившимся над тетрадями, что-то пишущим или читающим допоздна. Для Матрёны работа – лучшее лекарство. Поломав спину на чужом огороде и не взяв за свой труд ни копейки, она рассказывает: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!». И Игнатич любит свое дело. Обоим чужд тот стиль работы, который установился во всех сферах – и в колхозе, и в школе. Вспомним слова Матрёны: «А только ни к столбу, ни к перилу у нас работа...» И честный учитель не хочет участвовать в нелепой борьбе за высокий процент успеваемости: «...обманывать я не могу, иначе развалю весь класс, и превращусь в балаболку, и наплевать должен буду на весь свой труд и звание свое».

Публикуя «Матрёнин двор» в 1963 году, Солженицын скрывал свое подпольное писательское прошлое и поэтому убрал из рассказа детали, свидетельствующие о том, что его Игнатич был не только учителем, но и писателем. Теперь эти детали восстановлены. Изба Матрёны, оказывается, привлекала его тем, что хозяйка была одинока, что по бедности не имела радио. Это создавало условия для его потаенной работы. (Солженицын как раз в ту пору писал роман «В круге первом»). Матрёна хороша была и тем, что не мешала его «долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». А обычные его занятия вот какие: «поздно вечером /... / писал свое в тишине избы под шорох тараканов и постук ходиков».

Вся жизнь Игнатича – жизнь подвижника. Угол, занимаемый им в избе, напоминает одинокую келью: «мирный настольный свет над книгами и тетрадями», «суровая койка отшельника». Пройдя долгий путь страданий, наконец обрел человек желанный покой...

Но в мир этот неожиданно врывается смерть и все разрушает.

Описание ночи Матрёниной гибели проникнуто каким-то мистическим ужасом, словно речь идет не о смерти старой, никому не нужной крестьянки, а о всемирной катастрофе. «Не только тьма, но глубокая какая-то тишина опустилась на деревню». Даже кухонька, где происходила попойка, кажется ареной рокового бедствия: «Это было застывшее побоище /... / Все было мертво. И только тараканы спокойно ползали по полю битвы». О фикусах сказано, как о живых свидетелях несчастья: «толпа испуганных фикусов».

Да и мыши – словно уже и не мыши: «Мыши пищали, стонали почти, и все бегали, бегали. Уставшей бессвязной головой нельзя было отделаться от невольного трепета – как будто Матрёна невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Все горе Игнатича вылилось в трех словах: «Убит родной человек». Он не плачет над прахом Матрёны, не произносит надгробных речей. Но так и видишь его одинокую фигуру среди родственников и односельчан покойной – его пронзительные глаза, скорбный рот...

Весь рассказ, и особенно концовка его – поминальное слово над прахом усопшей праведницы. В этом слове – светлый мир ее души. В этом слове – и его душа.

Рисует ли он лицо Матрёны, говорит ли о ее равнодушии к нарядам, в словах выражаются его самые заветные мысли. И слышится голос праведника, голос проповедника: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей...»; «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».

Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. «Матренин двор» определяет пространство для совершения действия рассказа. После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Но это не означает, что действие рассказа будет разворачиваться во дворе Матрены.

Автор подробно описывает избу Матрены. «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы». Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Образ избы является одним из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя образами Матреной и избой. Уже в названии они слиты воедино. На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь этих двух образов. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами. Все они живые. Изба наполнена особенными воздухом, светом и атмосферой. Матрену, несмотря на всю ее энергичность, постепенно разил «черный недуг», о котором ничего не могли сказать доктора.

Как болезнь Матрены медленно поражала ее, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа, дом и Матрена, погибают от старости, а возможно и от порчи. На горницу «легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом его постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с «жизнью» избы. Если она умрет, то «погибнет» изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена. Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда наконец решается, то на нее наваливаются все новые и новые беды, предвещая неминуемую катастрофу. Колченогая матренина кошка убегает из дома перед предстоящей катастрофой. Матрене «жутко было начать ломать ту крышу, под которой она прожила пять лет… для Матрены было это — конец ее жизни всей». Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы. «Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло — зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом». Матрена совершенно не похожа на односельчан. Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Здесь проявляется конфликт между Матреной и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. «Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

Для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят прежде всего душу. Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молится. «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» — все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны. Образ рассказчика автобиографичен. Лагерное прошлое выступает во всех его действиях. Он по профессии учитель так же, как и автор. Он любит покой и уединение, не допускает, что бы другие люди вмешивались в его жизнь. Он довольствуется малым. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе героини, рассказчик особенно ценит. Героине удалось воспитать Киру. Это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали ее, надсмехались над ней, Грубо обращались с ней. Одним словом, они вели себя не праведно. На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог. Посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем дали какой то положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.

При описании рассказчик старается попасть в «нутряную Россию». Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. При описании избы он употребляет забытые слова, как «мосты», «горница». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Особая ценность этого произведения заключается в глубоком и красочном изображении русского характера.

Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»

Другие сочинения по теме:

  1. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не...
  2. Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество,...
  3. Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории ХХ века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место....
  4. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал:...
  5. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это...
  6. В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для судеб миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Будущий...
  7. В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не...
  8. Среди средств выражения авторской позиции обычно называют заглавие произведения, символику, деталь, пейзажные и портретные зарисовки и т. д. Все это...
  9. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  10. Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была Сочинение...
  11. В. Г. Распутин — интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев,...
  12. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
  13. В 40-е — 50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник — «Записки охотника»....
  14. Я очень люблю наш школьный двор. Это не просто площадка, это центральное место всех событий школьной жизни. Ведь задумайтесь: куда...