Арабский ученый ибн аль хайсам. Ибн Аль-Хайсам – «отец современной оптики. Смотреть что такое "Ибн аль-Хайсам" в других словарях

На сайте есть статьи о других людях с куньей Абу Али, именем Хасан и нисбой Басри .

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎‎, 965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ).

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В честь учёного назван кратер на Луне.

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида» Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта», у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Примечания
  1. Храмов, 1983, с. 13
Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.
О нём
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та . - 1963. - № 4.
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования . - 1984. - Т. 17. - С. 67-122.
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука, 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century // Science . - 2002.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины.

Ибн Рушд жил в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал мистические идеи Альгазена. Смелые мысли Аверроэса объясняют причину его преследования и мусульманской, и христианской ортодоксией.

Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом.

Аристотель говорил о "пассивном" и "активном" уме как о материи и форме, возможности и действительности. "Пассивный" ум под действием "активного" приобретает форму; в нем актуализируется потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душу на две части - чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую вместе с развитием и смертью тела и разумную, бессмертную.

Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пытались разрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II - начало III в.) считал, что "пассивный" ум индивидуален и преходящ, неотделим от других, более простых способностей души и развивается под влиянием внешнего Божественного разума. Но божество у него носит условный характер. Соответственно личное бессмертие им отвергается, он утверждает, что с уничтожением тела исчезает и душа.

Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что "потенциальный" и "актуальный" ум составляют одну божественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Она временно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось индивидуальное бессмертие души.

Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким образом, учение - аверроизм. Он считал, что и "потенциальный", и "активный" ум - одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает "нус". Подобно солнцу, действующему на зрение, "нус" освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум - и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и соответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсального разума, свойственного человеческому роду. Это - некое божественное истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.

С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный воспринимать божественный разум, соотносился тем самым с высшими духовными сущностями.

Наконец, наличие универсального всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Эта идея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословного строения.

Много идей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины с помощью разума. Пример тому - аподейктическое толкование священных тестов, направленное, по сути, на раскрытие противоречий в религиозных догматах.

Ибн Аль-Хайсам (Абу Али Аль-Хасан ибн Аль-Хасан ибн Аль-Хайсам), или Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель психофизиологического учения о зрении. В своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.

Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое.

Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам.

Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания.

38 вопрос. Особенности психологической мысли периода возвраждения:Италия, испания, Германия.

39 вопрос. итальянских философов эпохи Возрождения: Л. Вала. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо, Томас Кампанелла.

Л. Валла: человек как часть природы, человеческая душа как проявление природы. Стремления и удовольствия как голос природы.

Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407-1457). Основные свои взгляды Л. Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Уже самое название его труда говорит о близости взглядов мыслителя с учением Эпикура и Лукреция. Л. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Л. Валла считал потребности и стремления. Они свойственны и человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия - это голос и требования природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

Абу Али ал-Ха-сан ибн ал-Хай-сам ал-Бас-ри /965, Бас-ра – 1039, Ка-ир/ — вы-да-ю-щий-ся уче-ный араб-ско-го Вос-то-ка. Бла-го-да-ря сво-им спо-соб-нос-тям он за-ни-мал в род-ной Бас-ре долж-ность ви-зи-ря. Од-на-ко лю-бовь к на-уке по-бу-ди-ла его оста-вить по-ли-ти-чес-кую карь-е-ру. Сред-не-ве-ко-вый си-рий-ский уче-ный ибн Аби Усай-би упо-ми-на-ет в сво-ем «Ис-точ-ни-ке све-де-ний о раз-лич-ных клас-сах вра-чей» 92 со-чи-не-ния ибн ал-Хай-са-ма, из них 89 по-свя-ще-ны ма-те-ма-ти-ке, аст-ро-но-мии, оп-ти-ке и ме-ха-ни-ке.

Ибн ал-Хай-сам пы-тал-ся до-ка-зать пя-тый пос-ту-лат Ев-к-ли-да. До-ка-за-тельст-во его бы-ло оши-боч-но, но он впер-вые рас-смот-рел так на-зы-ва-е-мый «че-ты-рех-уголь-ник Лам-бер-та», у ко-то-ро-го три внут-рен-них уг-ла - пря-мые. Он сфор-му-ли-ро-вал три воз-мож-ных ва-ри-ан-та для чет-вер-то-го уг-ла: ост-рый, пря-мой, ту-пой. Об-суж-де-ние этих трех ги-по-тез мно-го-крат-но воз-ни-ка-ло в позд-ней-ших ис-сле-до-ва-ни-ях пя-то-го пос-ту-ла-та.

В трак-та-те «Об из-ме-ре-нии па-ра-бо-ли-чес-ко-го те-ла» ибн ал-Хай-сам при-во-дит фор-му-лы для сум-мы по-сле-до-ва-тель-ных квад-ра-тов, ку-бов и чет-вер-тых сте-пе-ней, и ряд дру-гих фор-мул для сумм ря-дов. С по-мощью этих фор-мул он при-во-дит вы-чис-ле-ние, рав-но-силь-ное вы-чис-ле-нию опре-де-лен-но-го ин-тег-ра-ла.

В трак-та-те «Об изо-пе-ри-мет-ри-чес-ких фи-гу-рах» ибн ал-Хай-сам сде-лал по-пыт-ку до-ка-зать, что круг име-ет са-мую боль-шую пло-щадь из всех фи-гур рав-но-го пе-ри-мет-ра, а шар – са-мый боль-шой объ-ем из всех тел с рав-ны-ми по-верх-нос-тя-ми.

Ему при-над-ле-жат так-же со-чи-не-ния «О квад-ра-ту-ре кру-га», «Об из-ме-ре-нии ша-ра», «О по-стро-е-нии се-ми-уголь-ни-ка», «О по-стро-е-нии пя-ти-уголь-ни-ка, впи-сан-но-го в квад-рат», «О свойст-вах вы-со-ты тре-уголь-ни-ка», «О цир-ку-ле для ко-ни-чес-ких се-че-ний», «Об из-вле-че-нии ку-би-чес-ко-го кор-ня», «О па-ра-бо-ле», «О ги-пер-бо-ле», «О ма-ги-чес-ком квад-ра-те». Из-вест-но так-же, что он при-ме-нял гео-мет-ри-чес-кие ме-то-ды к ре-ше-нию урав-не-ний 4-й сте-пе-ни.

Уче-но-го час-то име-ну-ют «от-цом оп-ти-ки». Ему при-над-ле-жит фун-да-мен-таль-ный труд «Кни-га оп-ти-ки» в 7-ми кни-гах. В об-лас-ти фи-зио-ло-ги-чес-кой оп-ти-ки он да-ет опи-са-ние стро-е-ния гла-за и на опыт-ной ос-но-ве до-ка-зы-ва-ет оши-боч-ность те-о-рий Пла-то-на и Ев-к-ли-да о све-те как о лу-чах, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся гла-зом и «ощу-пы-ва-ют» пред-ме-ты. Ибн ал-Хай-сам вы-дви-нул свою те-о-рию, со-глас-но ко-то-рой «ес-тест-вен-ный свет и цвет-ные лу-чи вли-я-ют на глаз», а «зри-тель-ный об-раз по-лу-ча-ет-ся при по-мо-щи лу-чей, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся ви-ди-мы-ми те-ла-ми и по-па-да-ют в глаз». Он счи-тал, что каж-дой точ-ке на-блю-да-е-мо-го пред-ме-та мож-но по-ста-вить в со-от-вет-ст-вие не-ко-то-рую вос-при-ни-ма-ю-щую точ-ку гла-за. Он да-же дал пра-виль-ное пред-став-ле-ние би-но-ку-ляр-но-го зре-ния. На-ко-нец, он вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние о ко-неч-нос-ти ско-рос-ти све-та.

Сре-ди опы-тов, про-ве-ден-ных уче-ным, вы-де-ля-ют-ся опы-ты с ка-ме-рой-об-ску-рой, опы-ты по пре-лом-ле-нию све-та и экс-пе-ри-мен-ты с раз-лич-ны-ми ви-да-ми зер-кал.

В XII ве-ке его «Кни-га оп-ти-ки» бы-ла пе-ре-ве-де-на на ла-тин-ский язык под на-зва-ни-ем «Со-кро-ви-ще оп-ти-ки» («Opticae thesaurus») и ока-за-ла боль-шое вли-я-ние на раз-ви-тие оп-ти-ки в Ев-ро-пе. Ис-сле-до-ва-тель со-ста-вил так-же ряд трак-та-тов о за-жи-га-тель-ных стек-лах и трак-та-ты «О све-те Лу-ны», «О га-ло и ра-ду-ге», «О свойст-вах те-ней».

Ве-лик вклад ибн ал-Хай-са-ма и в аст-ро-но-ми-чес-кую на-уку. Его пе-ру при-над-ле-жит ряд со-чи-не-ний по аст-ро-но-мии: «О све-те све-тил», «О фор-мах за-тме-ний», «О дви-же-нии Лу-ны», «О ча-со-вых ли-ни-ях», «О сущ-нос-ти сле-дов, ви-ди-мых на по-верх-нос-ти Лу-ны», «Об опре-де-ле-нии ази-му-та киб-лы», «Об опре-де-ле-нии ме-ри-ди-а-на по од-ной те-ни», «О го-ри-зон-таль-ных сол-неч-ных ча-сах», «О раз-ли-чи-ях в вы-со-тах све-тил», «О спо-со-бах на-блю-де-ний», «Об опре-де-ле-нии рас-сто-я-ния меж-ду дву-мя го-ро-да-ми с по-мощью гео-мет-рии» и др.

В «Кни-ге о фор-ме ми-ра» ибн ал-Хай-сам раз-ви-ва-ет из-ла-гав-шу-ю-ся ал-Фар-га-ни и ал-Ха-зи-ном идею о мас-сив-ных эфир-ных ор-би-тах пла-нет.

Уче-ный по пра-ву счи-та-ет-ся од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков экс-пе-ри-мен-таль-но-го ме-то-да в на-уке. Тща-тель-ные экс-пе-ри-мен-ты он со-че-тал со стро-гим ма-те-ма-ти-чес-ким до-ка-за-тельст-вом сво-их вы-во-дов.

Ин-те-рес-ные фак-ты: Од-наж-ды фа-ти-мид-ский ха-лиф Егип-та ал-Ха-ким /996-1021/ узнав о том, ибн ал-Хай-сам со-ста-вил про-ект ре-гу-ли-ро-ва-ния вод Ни-ла с по-мощью пло-ти-ны юж-нее го-ро-да Асу-ан, при-гла-сил его в Еги-пет. Но, при-быв на мес-то, уче-ный убе-дил-ся, что со-вре-мен-ный уро-вень тех-ни-чес-ких средств не по-зво-ля-ет ре-а-ли-зо-вать этот про-ект (Справ-ка: стро-и-тельст-во Асу-ан-ской пло-ти-ны ста-ло воз-мож-ным толь-ко в се-ре-ди-не XX ве-ка). Ха-лиф раз-гне-вал-ся на не-го и кон-фис-ко-вал иму-щест-во, а са-мо-го уче-но-го под-верг до-маш-не-му арес-ту. Зная жес-то-кость ал-Ха-ки-ма, уче-ный был вы-нуж-ден при-тво-рять-ся су-мас-шед-шим, что-бы со-хра-нить свою жизнь. Что-бы иметь средст-ва к су-щест-во-ва-нию, он не-сколь-ко лет пе-ре-пи-сы-вал кни-ги по ма-те-ма-ти-ке и точ-ным на-укам, и толь-ко пос-ле смер-ти ха-ли-фа смог вер-нуть-ся к нор-маль-ной жиз-ни. Остав-шу-ю-ся жизнь он про-жил в по-че-те, за-ни-ма-ясь на-ука-ми и умер в Ка-и-ре в 1039 го-ду.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе он из-вес-тен под име-нем «аль-Ха-зен» («Alhazen»). В честь не-го на-зван кра-тер на Лу-не.

По ма-те-ри-а-лам: Мат-ви-ев-ская Г.П., Ро-зен-фельд Б.А. Ма-те-ма-ти-ки и аст-ро-но-мы му-суль-ман-ско-го сред-не-ве-ковья и их тру-ды (VIII-XVII вв.). т.2. М., «На-ука», 1983.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2015 году запустила новую программу, призванную отметить жизнь и творчество одного из величайших мусульманских учёных средневековья Ибн Аль-Хайсама .

Официальное мероприятие под названием Международный год света-2015 прошло 19-20 сентября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где были представлены интерактивные экспонаты, иллюстрирующие деятельность арабского учёного 10-11 веков Ибн Аль-Хайсама . Но кем же был этот учёный, который заслужил столь высокую оценку со стороны широкой научной общественности? Об этом мы и постараемся поведать вам в этой статье.

Ибн Аль-Хайсам родился в 965 году в иракском городе Басра . Благодаря своим выдающимся способностям он смог занять должность визиря своего родного города, но когда встал вопрос «наука или политика», он сделал выбор в пользу первого – науки. Как и его современники, в исследовательской работе он не ограничивал себя рамками одной науки, что позволило Ибн Аль-Хайсаму внести вклад в развитие сразу нескольких научных дисциплин. Так, учёный вошел в историю как выдающийся математик, физик, астроном, врач и философ. Ибн Аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгими математическими доказательствами своих выводов. Тем не менее, не все задумки у него получилось воплотить в жизнь.

Однажды Ибн Аль-Хайсам высказался, что смог бы приручить непредсказуемые воды Нила, построив плотину южнее города Асуан. Весть об этом вскоре дошла до халифа Египта Хакима би-амри-Ллах (996–1021), и тот пригласил учёного в Египет. Но, прибыв на место, ибн Аль-Хайсам отказался от своей идеи, ибо уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволял реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 века). Отказ халиф воспринял как нежелание и приказал казнить «взбунтовавшегося» учёного. Чтобы спасти свою жизнь, Ибн Аль-Хайсам вынужден был симулировать душевное помешательство, и смертный приговор был заменён на домашний арест.

Однако именно эта мрачная страница в жизни учёного послужила причиной величайшего научного открытия. Согласно легенде, в один прекрасный день Ибн Аль-Хайсам обратил внимание на свет, проходивший через крошечное отверстие в его темной комнате, проецируя образ внешнего мира на противоположной стене. Путем экспериментов учёный выяснил, что лучи света проходят по прямой линии, и видение образуется, когда эти лучи поступают в наши глаза. В дальнейшем, экспериментируя в тёмной комнате или иначе – в камере-обскуре, Ибн Аль-Хайсам подтвердил своё открытие.

В 1021 халиф Хаким би-амри-Ллах скончался , и Ибн Аль-Хайсам , наконец, получил возможность вернуться к нормальной жизни. С этого момента и до конца жизни он оставался в Египте, окруженный почётом и уважением со стороны новой власти. Скончался выдающийся мусульманский учёный в Каире в 1039 году.

Но это, конечно же, не все достижения мусульманского учёного-универсала. У него также есть изыскания в области математики, механики, физики и астрономии. Об этом коротко написано в книге «Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.) ». Вот выдержка из неё:

«В Европе Ибн Аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие учёные средневековья. В «Источнике сведений о различных классах врачей » cирийского врача Ибн Аби Усайби (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Ибн Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.

Наиболее известны трактаты, посвящённые измерениям шара; квадратуре круга; построению семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат; определению основания куба из кубического числа; свету светил; формам затмений; движению Луны; а также труды об определении азимута киблы (направление в сторону священной Каабы в г. Мекке); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн Аль-Хайсама представляют собой комментарии и дополнения к «Началам» Евклида.

Особое место среди его трудов занимает «Книга оптики» (Китаб аль-маназир). Ибн Аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.

Вслед за древнеримским учёным-медиком Галеном Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Ибн Аль-Хайсам ввёл в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него учёные стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 века больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 веке Кемалуддин Абульхасан Аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 «Книга оптики» была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

Махач Гитиновасов

Ибн аль-Хайсам был величайшим мусульманским физиком и исследователем оптических явлений всех времён. Будь то в Англии или далёкой Персии, все пили из одного источника. Он оказал большое влияние на европейскую мысль в книге «История науки»

Ибн Аль-Хайсам родился в 965 году в иракском городе Басра. Благодаря своим выдающимся способностям он смог занять должность визиря своего родного города, но когда встал вопрос «наука или политика», он сделал выбор в пользу первого – науки. Однажды Ибн Аль-Хайсам высказался, что смог бы приручить непредсказуемые воды Нила, построив плотину южнее города Асуан. Весть об этом вскоре дошла до халифа Египта Хакима би-амри-Ллах (996–1021 гг.), и тот пригласил учёного в Египет. Но, прибыв на место, ибн Аль-Хайсам отказался от своей идеи, ибо уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволял реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 века). Отказ халиф воспринял как нежелание и приказал казнить «взбунтовавшегося» учёного. Чтобы спасти свою жизнь, Ибн Аль-Хайсам вынужден был симулировать душевное помешательство, и смертный приговор был заменён на домашний арест. Однако именно эта мрачная страница в жизни учёного послужила причиной величайшего научного открытия. В один прекрасный день Ибн Аль-Хайсам обратил внимание на свет, проходивший через крошечное отверстие в его тёмной комнате, проецируя образ внешнего мира на противоположной стене. Путем экспериментов учёный выяснил, что лучи света проходят по прямой линии и видение образуется, когда эти лучи поступают в наши глаза. В дальнейшем, экспериментируя в тёмной комнате или иначе – в камере-обскуре, Ибн Аль-Хайсам подтвердил своё открытие. Вот так заточение одного человека привело к открытию того, как мы видим. Ибн аль- Хайсам понял, что чувства склонны к искажениям, и предложил научные методы верификации, тестирования и экспериментирования для открытия истины о тех природных явлениях, которые мы наблюдаем. Например, он удивлялся тому, что луна кажется такой большой, когда находится низко над горизонтом. Прежде знатоки думали, что это результат атмосферных искажений. Однако Ибн аль- Хайсам первым высказал правильную мысль о том, что это просто зрительная иллюзия, и учёные до сих пор не могут уверенно сказать, почему это происходит. Поиск доказательств, которым занимался Ибн Аль-Хайсам, подготовил сцену для развития экспериментальной науки и для рационального подхода, которого придерживались учёные, жившие позднее. В 1021 халиф Хаким би-амри-Ллах скончался, и Ибн Аль-Хайсам, наконец, получил возможность вернуться к нормальной жизни. С этого момента и до конца жизни он оставался в Египте, окружённый почётом и уважением со стороны новой власти. Скончался выдающийся мусульманский учёный в Каире в 1039 году.

Но это, конечно же, не все достижения мусульманского учёного-универсала. У него также есть изыскания в области математики, механики, физики и астрономии. Ибн Аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред. Вслед за древнеримским учёным-медиком Галеном Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение. Ибн Аль-Хайсам ввёл в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него учёные стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 века больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 веке Кемалуддин Абульхасан Аль-Фариси составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 г. «Книга оптики» была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.